Приказ Алтайархивкультуры от 24.12.2014 N 547 "Об утверждении предмета охраны, границ территории и правового режима земельного участка в границах территории объекта культурного наследия"
УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО КУЛЬТУРЕ И АРХИВНОМУ ДЕЛУ
ПРИКАЗ
от 24 декабря 2014 г. № 547
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ, ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИИ И
ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ГРАНИЦАХ
ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
На основании Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", закона Алтайского края от 12.05.2005 № 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае" и Положения об управлении Алтайского края по культуре и архивному делу, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2009 № 537, приказываю:
1. Утвердить предмет охраны, границы территории и правовой режим (режимы) земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения "Усадьба Ассанова (комплекс)": 1. "Особняк", 1914 г.; 2. "Беседка (деревянная)", 1914 г.; 3. "Конюшня", 1914 г., расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, ул. Ленина, 134, принятого на государственную охрану решением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 24.03.1989 № 108 "Об отнесении недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения".
2. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя начальника управления, начальника отдела культурного наследия Кубрину Г.А.
Начальник управления
Е.Е.БЕЗРУКОВА
Утвержден
Приказом
управления Алтайского края
по культуре и архивному делу
от 24 декабря 2014 г. № 547
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
"УСАДЬБА АССАНОВА (КОМПЛЕКС)": 1. "ОСОБНЯК", 1914 Г.;
2. "БЕСЕДКА (ДЕРЕВЯННАЯ)", 1914 Г.; 3. "КОНЮШНЯ", 1914 Г.,
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, Г. БИЙСК, УЛ. ЛЕНИНА, 134
(РЕШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 24.03.1989 № 108)
Описание особенностей ансамбля, послуживших основанием для
включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению
"Усадьба Ассанова (комплекс)"
Градостроительная характеристика.
Территория ансамбля "Усадьба Ассанова" расположена в исторической части города, занимает западную часть квартала на пересечении переулка III Интернационала с улицами Ленина и Куйбышева. Кирпичная ограда с воротами и калитками устроена вдоль красных линий застройки усадьбы, соединяет элементы ансамбля.
Элемент ансамбля "Особняк" находится в южной части усадьбы, главными фасадами размещен вдоль красных линий застройки переулка III Интернационала и улицы Ленина.
Элемент ансамбля "Беседка" расположен в центре сада, занимающего западную часть усадьбы, ориентирован северо-западным фасадом на красную линию улицы Куйбышева, юго-западным - на красную линию переулка III Интернационала. Вход в беседку осуществляется с юго-восточной стороны, который находится на одной оси с выходом из особняка, устроенным в ризалите северо-западного фасада (утрачен).
Элемент ансамбля "Конюшня" расположен в северной части усадьбы, торцевым северо-западным фасадом обращен на красную линию улицы Куйбышева. Северо-восточный фасад является брандмауэрной стеной, отделяющей усадьбу от соседнего участка.
Общая оценка общественной, научно-исторической
и художественной значимости ансамбля
Усадьба была построена в 1912 году по проекту выдающегося зодчего Сибири Константина Константиновича Лыгина (1854 - 1932 гг.). Заказчиком являлся бийский купец первой гильдии Николай Иванович Ассанов.
Архитектурный ансамбль усадебного типа включает особняк, конюшню с каретными сараями и сеновалом, сад с деревянной беседкой и кирпичную ограду. Все элементы комплекса взаимосвязаны и имеют единое стилистическое решение, являясь редким образцом модерна.
Единственный на территории Алтайского края образец городской усадьбы начала XX века с ярко выраженными чертами модерна, является архитектурной доминантой в окружающей застройке.
Описание особенностей элементов ансамбля, послуживших
основанием для включения их в реестр и подлежащих
обязательному сохранению
1. "Особняк", 1914 г.,
Алтайский край, г. Бийск, ул. Ленина, 134
1.1. Градостроительная характеристика.
Особняк находится в южной части усадьбы, формирует границы ансамбля на пересечении улицы Ленина и переулка III Интернационала.
1.2. Объемно-планировочное решение.
Двухэтажное кирпичное с подвалом здание имеет развитый Г-образный в плане объем с выразительными фасадами, ориентированными на красные линии улиц.
В планировке помещений капитальными стенами выделены: блок парадного входа, организованного по левому флангу юго-западного фасада, с широкой лестничной клеткой, блок крупных помещений, обращенных на главные фасады, и блок служебных помещений с входным узлом со стороны северо-восточного фасада.
Служебный вход, ориентированный в сторону улицы, организован через наружный тамбур, завершенный в уровне 2-го этажа балконом. К тамбуру примыкает деревянный пристрой спуска в подвал. В блоке северо-восточного крыла с меньшими по площади помещениями расположена служебная лестница и коридор, которая связывает помещения крыльев здания, объединяет подвал и чердак.
Дополнительный выход (утрачен) из парадного вестибюля в сад организован по северо-западному фасаду через наружный тамбур, завершенный балконом 2-го этажа. К тамбуру примыкает деревянный пристрой спуска в подвал.
Подвальное помещение (ледник) устроено снаружи основного объема со стороны северо-западного фасада, сообщается с помещениями подвала юго-западного крыла.
1.3. Конструктивные особенности.
Стены из красного кирпича, оштукатурены с применением декоративной фактурной штукатурки. Лестницы с бетонными ступенями по металлическим косоурам.
В перекрытиях подвала и вспомогательной лестничной клетке кирпичные коробовые своды и кирпичные своды по металлическим балкам. Железобетонное перекрытие над центральной лестницей. Кровля - листовая сталь. Водосток организованный.
1.4. Декоративное оформление фасадов.
Все элементы усадьбы выдержаны в стилевом единстве.
Выступающий гладкий цоколь, основной и междуэтажный профилированные карнизы и широкий пояс в виде 3-х лент в уровне фрамуг окон 2-го этажа устроены по всему периметру здания. Прямоугольные высокие окна делят фасады с равным шагом. Окна 2-го этажа имеют верхние скругленные углы. Над проемами в уровне фриза размещены декоративные филенки с заполнением фактурной штукатуркой с применением галечника, за исключением ризалитов и левой части северо-западного дворового фасада.
Наиболее интересна композиция симметричного главного юго-западного фасада, по крайним осям которого на уровне первого этажа расположены объемные ризалиты, завершенные балконами 2-го этажа. Левый ризалит с широким проемом-лоджией криволинейной формы служит преддверием главного входа, в уровне цоколя проем украшен стилизованными волютами. На правом ризалите размещено широкое трехчастное окно в нише со скругленными углами, аналогично левому ризалиту. В уровне 2-го этажа по флангам ризалиты небольшого выступа продолжены с сужением к верху и завершаются высокими мансардными аттиками. Выразительность аттиков усиливают широкие трехчастные проемы криволинейного очертания, акцентированные небольшими бетонными балконами. Вертикальные декоративные элементы, размещенные на ширину балкона, прорезают мансардное окно и аттик, возвышаясь над ним. Скошенные углы аттика имеют криволинейное оформление, украшены накладным кругом. Балконы выполнены с бетонным ограждением между кирпичных столбиков.
Средняя часть фасада в три оси проемов акцентирована декоративными балконами, размещенными на двух массивных пилонах, соединенных железобетонной арочной конструкцией в уровне 2-го этажа. На первом этаже между пилонами размещалась галерея. Пилоны, сужающиеся в верхней части, завершены в уровне балкона в виде тумб, между которыми устроено бетонное ограждение. Тумбы обработаны массивными штукатурными профилями. Лицевая сторона пилонов украшена в уровне 1-го этажа узкой нишей с языками, над которой размещены барельефы высоких вазонов и плоский лепной орнамент. Декоративная бетонная прорезная арка в основании балкона в вершине украшена тремя накладными кругами.
Акцент средней части фасада усилен пологой трехчастной аркой слухового окна, два крайних пролета которой заполнены декоративной штукатуркой с галечником.
Юго-восточный фасад, обращенный на ул. Ленина, в семь осей проемов, средняя часть в три оси идентична по оформлению юго-западному фасаду, оформлена балконами, размещенными между пилонов, над карнизом поддержана трехчастной аркой слухового окна. Боковые оси юго-восточного фасада акцентированы легкими раскреповками, в которых окна 1-го этажа оформлены в виде криволинейной ниши, аналогично правому флангу юго-западного фасада, окна 2-го этажа огибаются вверху штукатурным поясом-лентой по криволинейной траектории.
Торцевой северо-западный фасад в три оси проемов (левое окно 2-го этажа относится к поздним наслоениям). Объемный тамбур выхода в сад, организованный в левой части фасада (дверь выхода заложена), завершен балконом с бетонным ограждением между массивных тумб. В уровне кровли фасад акцентирован пологим арочным слуховым окном, аналогичным главным фасадам.
Торцевой северо-восточный фасад в четыре оси оконных проемов. По третьей оси устроен наружный тамбур входа во вспомогательные помещения, завершенный балконом, аналогично тамбуру северо-восточного торца. Площадка высокого кирпичного крыльца, размещенного вдоль фасада, устроена на арочном основании. Металлическое ограждение крыльца выполнено на заклепках. По центральной оси в уровне кровли пологое арочное слуховое окно, аналогичное главным фасадам.
Дворовые фасады имеют только общее декоративное оформление, продолжающее декор главных фасадов: профилированные карниз и междуэтажный пояс, ниши над верхними окнами, ленты из заглубленных полос на уровне импостов окон второго этажа.
Водосточные трубы с ажурными шестигранными воронками, выполненными из просечного железа с рисунком, характерным общей стилистике здания.
Одно-, двух- и трехстворчатые окна выполнены с фрамугами, имеющими частую вертикальную расстекловку. Оригинальная расстекловка мансардных окон главного фасада имеет во фрамугах также частые вертикали. На окнах подвала решетки с ажурным орнаментом.
Широкая двупольная дверь парадного входа - глухая филенчатая, в верхней части в рисунок филенок включен круг. Остекленная дверь внутреннего тамбура имеет подобный рисунок.
Цветовое решение фасадов выполнено в серо-голубой гамме с выделением декоративных элементов белым цветом.
1.5. Интерьеры.
В помещениях выполнено декоративное убранство в единой стилистике модерна.
По периметру потолков всех помещений устроены штукатурные карнизы лаконичной формы.
Во всех помещениях двери одностворчатые и двупольные, имеют оригинальные фигурные филенки с фрагментами остекления, фрамуги с криволинейной расстекловкой.
Деревянное оконное заполнение сохранило латунные скобяные изделия.
1.5.1. Вестибюль.
В центральной части вестибюля бетонная колонна квадратного сечения.
Входные двери - деревянные, имеют фигурные филенки с фрагментами остекления, рисунок заполнения включает круг, аналогично наружным дверям.
Блок парадного входа с широкой трехмаршевой лестницей с бетонными ступенями. Ограждение лестницы и площадок монолитное железобетонное оригинального рисунка. Полы в вестибюле и на площадках лестничной клетки - цветная фактурная мелкоразмерная мозаичная плитка.
1.5.2. Служебная лестница.
Бетонная лестница по металлическим косоурам, ограждение лестницы - кованое, растительного рисунка с массивным деревянным поручнем.
1.5.3. Библиотека.
Штучный паркет.
1.5.4. Вестибюль служебного входа и санузел правого крыла.
Полы - цветная мелкоразмерная плитка.
1.6. Благоустройство.
1.6.1. Ограда.
Кирпичная ограда с воротами и калитками устроена вдоль красных линий застройки усадьбы, соединяет элементы ансамбля. Ограда оформлена в общей стилистике ансамбля, является неотъемлемой его частью.
Кирпичная оштукатуренная ограда вдоль улиц с равным шагом делится столбиками прямоугольного сечения, переходящими по окружности в выступающую цокольную часть. Столбики завершены четырехскатными нависающими кровельками, обработанными с лицевой стороны штукатурными зубчиками.
Участок вдоль улицы Ленина выполнен с глухим кирпичным заполнением, поднимающимся в виде соединенных окружностей. Высокие кирпичные ворота сужаются к верху, имеют арочный въезд в виде трех четвертей круга. Пологое треугольное завершение ворот оформлено небольшим карнизом со штукатурными сухариками, отделено плоским поясом, по верхним углам выполнен криволинейный штукатурный декор оригинальной формы в стилистике модерна. Массивное двухстворчатое заполнение ворот из листовой стали и каркаса квадратного сечения выполнено на заклепках. Оригинальный рисунок ворот включает глухой низ и два ряда просветов со скругленными углами, заполненных вертикальными и горизонтальными элементами.
Металлическая калитка, устроенная между воротами и особняком, имеет подобное воротам заполнение, продолжающее их рисунок, дополнена навершием криволинейной формы.
Ограда вдоль улицы Куйбышева и переулка III Интернационала выполнена с заполнением ажурными коваными решетками на заклепках, устроенными между кирпичными тумбами. В месте примыкания к особняку устроена небольшая калитка. Возле конюшни выполнен широкий въезд во двор с улицы Куйбышева. Акцентом каждой решетки является вертикаль по центральной оси, собирающая в "букет" элементы симметрично размещенных ячеек. Общий рисунок решетки повторяет рисунок глухого заполнения ограды.
По улице III Интернационала к стенам особняка примыкает калитка с аналогичным юго-восточному фасаду оформлением, только более широкая, состоящая из 2-х вертикальных просветов.
Широкий въезд с улицы Куйбышева в месте примыкания к конюшне имеет двухстворчатые металлические ворота, выполненные на заклепках. Общий рисунок ворот вписан в три четверти круга, состоит из вертикальных элементов, дополненных горизонталями в средней части окружности, и имеющий глухую нижнюю часть.
Общая оценка общественной, научно-исторической
и художественной значимости памятника
Пример купеческого особняка начала XX века с сохранившимися элементами интерьеров, выполненный как лучший образец стиля модерн в архитектуре г. Бийска по проекту зодчего К.К.Лыгина.
2. "Беседка (деревянная)", 1914 г.,
Алтайский край, г. Бийск, ул. Ленина, 134
2.1. Градостроительная характеристика.
Беседка расположена в центре сада, ориентирована северо-западным фасадом на красную линию улицы Куйбышева, юго-западным - на красную линию переулка III Интернационала, вход организован со стороны особняка, по одной оси с выходом (утрачен) из здания.
2.2. Объемно-планировочное решение.
Деревянная каркасная, квадратная в плане постройка с четырьмя аттиками по сторонам. Внутри по периметру расположены скамейки.
2.3. Конструктивные особенности.
Деревянный каркас из квадратного сечения бруса. Крыша четырехскатная, покрытие - листовая сталь.
2.4. Декоративное оформление фасадов.
Детали убранства в виде различных сочетаний горизонтальных и вертикальных полос с криволинейными элементами, характерными общей стилистике усадьбы.
Все фасады имеют идентичную симметричную композицию, где центральная часть с более широким пролетом стоек акцентирована аркой, прерывающей профилированный карниз. Арка опирается на массивные кронштейны, в тимпане украшена тремя накладными кругами. Продолжением арки вниз являются массивные криволинейные элементы, размещенные по флангам, их рисунок характерен для стиля модерн. Над аркой размещены прямые аттики с фланкирующими вертикалями. Горизонтальные линии ограждения беседки перекликаются с горизонталями фриза, дополненного вертикальными элементами.
Общая оценка общественной, научно-исторической
и художественной значимости памятника
Образец парковой архитектуры начала XX века в стиле модерн. Является неотъемлемой частью ансамбля "Усадьба Ассанова".
3. "Конюшня", 1914 г.,
Алтайский край, г. Бийск, ул. Ленина, 134
3.1. Градостроительная характеристика.
Конюшня расположена в северной части усадьбы, главным торцевым северо-западным фасадом обращена на красную линию улицы Куйбышева, глухой северо-восточный фасад является брандмауэрной стеной высотой в два этажа, отделяющей территорию усадьбы от соседнего участка.
3.2. Объемно-планировочное и пространственное решение.
Кирпичная, прямоугольная в плане постройка с деревянным вторым ярусом. Капитальная стена делит внутреннее пространство на две не связанные между собой части: большую - западную и меньшую - восточную, под которой расположен подвал. В южном углу выделено небольшое помещение с отдельным входом и двумя оконными проемами.
3.3. Конструктивные особенности.
Стены кирпичные, оштукатуренные по уличному фасаду. Крыша - односкатная, покрытие - листовая сталь. Кирпичный коробовый свод над подвалом.
3.4. Декоративное оформление фасадов.
Декоративное оформление выполнено только по северо-западному фасаду, в его оформлении использованы приемы, аналогичные основному зданию особняка. Фасад в пять осей оконных проемов, симметричен, имеет два яруса. Нижний ярус - из прямоугольных оконных проемов, расположенных в небольших нишах, верхний ярус - из невысоких прямоугольных ниш, находящихся над осями оконных проемов нижнего яруса. Ниши оформлены декоративной штукатуркой с применением галечника.
На уровне импостов окон первого этажа проходит широкий пояс из трех заглубленных полос.
По центру фасад увенчан дугообразным аттиком, прорезанным четырьмя тумбами, повторяющим форму мансардных окон особняка. Пространства между тумбами заполнено декоративной фактурной штукатуркой с галечником. Фланги фасада отмечены столбиками квадратного сечения.
Дворовые фасады не оштукатурены, завершаются небольшим карнизом. На юго-восточном фасаде расположен въезд с арочным завершением и окно с профилированным в кирпиче наличником.
Окна первого этажа всех фасадов с Т-образной расстекловкой, по главному фасаду дополнены решетками на заклепках.
Хозяйственная постройка начала XX века, оформленная по главному фасаду в общей стилистике ансамбля, является неотъемлемой его частью.
И.о. заведующего
архитектурно-строительным
отделом НПЦ "Наследие"
Ж.А.НЕНАШЕВА
Архитектор НПЦ "Наследие"
М.А.ЕРУХ
Утверждены
Приказом
управления Алтайского края
по культуре и архивному делу
от 24 декабря 2014 г. № 547
ГРАНИЦЫ
ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
ЗНАЧЕНИЯ "УСАДЬБА АССАНОВА (КОМПЛЕКС)":
1. "ОСОБНЯК", 1914 Г.; 2. "БЕСЕДКА (ДЕРЕВЯННАЯ)", 1914 Г.;
3. "КОНЮШНЯ", 1914 Г.,
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, Г. БИЙСК, УЛ. ЛЕНИНА, 134
(РЕШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СОВЕТА
НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 24.03.1989 № 108)
Рисунок не приводится.
Архитектор НПЦ "Наследие"
М.А.ЕРУХ
Утвержден
Приказом
управления Алтайского края
по культуре и архивному делу
от 24 декабря 2014 г. № 547
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ (РЕЖИМЫ)
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ГРАНИЦАХ ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "УСАДЬБА АССАНОВА
(КОМПЛЕКС)": 1. "ОСОБНЯК", 1914 Г.; 2. "БЕСЕДКА
(ДЕРЕВЯННАЯ)", 1914 Г.; 3. "КОНЮШНЯ", 1914 Г.,
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, Г. БИЙСК, УЛ. ЛЕНИНА, 134
(РЕШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ОТ 24.03.1989 № 108)
1. Разрешается
1.1. Проведение в установленном законом порядке работ по сохранению элементов ансамбля и его (их) территории - ремонтно-реставрационных работ, в том числе консервации, ремонта, реставрации, приспособления элементов ансамбля для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора.
1.2. Хозяйственная деятельность, не нарушающая целостности ансамбля и его элементов и не создающая угрозы его (их) повреждения, разрушения или уничтожения.
2. Рекомендуется
2.1. Обеспечение пожарной безопасности ансамбля и его элементов и защита от динамических воздействий.
2.2. Сохранение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности ансамбля и его элементов.
2.3. Благоустройство территории ансамбля, а также сохранение и восстановление градостроительной (планировочная, типологическая, масштабная) характеристики его историко-градостроительной и природной среды.
2.4. Обеспечение визуального восприятия ансамбля и его элементов в историко-градостроительной и природной среде.
2.5. Регулирование проведения работ по озеленению.
3. Ограничивается
3.1. Проведение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающихся их размеров, пропорций и параметров.
3.2. Использование отдельных строительных материалов, применение цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм.
3.3. Размещение рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.).
4. Запрещается
4.1. Снос ансамбля и его элементов.
4.2. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории ансамбля.
4.3. Новое строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды ансамбля и его элементов.
4.4. Изменение характеристик ансамбля и его элементов, влекущее за собой причинение вреда и (или) умаление его (их) историко-культурной ценности.
Заместитель директора
НПЦ "Наследие"
М.А.ЦЕЛИЩЕВА
И.о. заведующего
архитектурно-строительным
отделом НПЦ "Наследие"
Ж.А.НЕНАШЕВА
------------------------------------------------------------------