Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Администрации Алтайского края от 04.07.2014 N 312 "Об утверждении Концепции развития инновационной системы Алтайского края на период до 2020 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июля 2014 г. № 312

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

В соответствии с законом Алтайского края от 04.09.2013 № 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае", в целях повышения эффективности инновационной системы Алтайского края, укрепления взаимосвязи ее компонентов, активизации инновационных процессов в экономике и социальной сфере постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инновационной системы Алтайского края на период до 2020 года (далее - "Концепция").
2. Главному управлению экономики и инвестиций Алтайского края совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Алтайского края разработать план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции.
3. Органам исполнительной власти Алтайского края учитывать положения Концепции при разработке стратегических и программных документов и внесении в них изменений.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН





Утверждена
Постановлением
Администрации Алтайского края
от 4 июля 2014 г. № 312

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Введение

В настоящее время решение проблемы эффективности функционирования экономики России тесно связано с ускоренным развитием инновационной сферы и созданием национальной инновационной системы.
Ключевым документом, определяющим долгосрочную политику российского государства в сфере инноваций, является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
За последние несколько лет государство создало законодательный и организационный каркас национальной инновационной системы (далее - НИС). Функционируют структуры, ответственные за предоставление предпосевных и посевных инвестиций, венчурного финансирования, сформирована правовая база инновационного центра "Сколково". В значительной мере облегчено применение в коммерческих целях разработок, созданных на базе государственных научных структур и вузов. Структура НИС содержит блоки, генерирующие знания и занимающиеся подготовкой инновационных кадров; создающие инновационную инфраструктуру; производящие инновационный продукт и проводящие государственную политику.
Тем не менее, очевидно, что важные составные элементы инновационных процессов на уровне страны становятся более тесно связанными с регионами, поскольку именно они являются местом экономического взаимодействия и инновационной деятельности. Эффективное сочетание потенциала собственных инновационных решений и возможностей федеральных институтов могут обеспечить выход региона на новый уровень экономического развития.

I. Общие положения

Концепция развития инновационной системы Алтайского края на период до 2020 года (далее - "Концепция") описывает основные этапы создания и ключевые элементы инновационной системы, выявляет основные тенденции и сдерживающие факторы ее развития, определяет ключевые направления развития и целевые индикаторы инновационной деятельности в Алтайском крае.
Концепция разработана на основе и в развитие Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", законов Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года", от 04.09.2013 № 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае".
Концепция призвана стать комплексным целевым рекомендательно-индикативным ориентиром для участия органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, отдельных граждан в развитии и функционировании инновационной сферы деятельности.
В Концепции применяются термины и понятия, определенные законом Алтайского края от 04.09.2013 № 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае".
В Концепции используются следующие сокращения:
НИС - национальная инновационная система;
РИС - региональная инновационная система;
ФЦП - федеральная целевая программа;
ВЦП - ведомственная целевая программа;
ОЭЗ - особая экономическая зона;
ФУ - федеральный университет;
ОПК - оборонно-промышленный комплекс;
ЦКП - центр коллективного пользования;
ЦТТ - центр трансфера технологий;
НП - некоммерческое партнерство;
НО - некоммерческая организация;
Минобрнауки России - Министерство образования и науки Российской Федерации;
Минэкономразвития России - Министерство регионального развития Российской Федерации;
Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
РФФИ - ФГБУ "Российский фонд фундаментальных исследований";
РГНФ - ФГБУ "Российский гуманитарный научный фонд";
РНФ - фонд "Российский научный фонд";
ФПИ - фонд "Фонд перспективных исследований";
филиал Фонда содействия - представительство ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" - Алтайский региональный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
РФТР - ФГАУ "Российский фонд технологического развития";
Алтайский гарантийный фонд - НО "Алтайский гарантийный фонд";
Алтайский фонд микрозаймов - НО "Алтайский фонд микрозаймов";
Региональный инвестиционный фонд - фонд "Региональный инвестиционный фонд Алтайского края";
Фонд "Сколково" - НО "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий";
РВК - ОАО "Российская венчурная компания";
РОСНАНО - ОАО "РОСНАНО";
АЦКР - КГБУ "Алтайский центр кластерного развития";
АБФК - НП "Алтайский биофармацевтический кластер";
АЛТЭК - НП "Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий";
АЛТАКАМ - НП "Алтайский кластер аграрного машиностроения";
Внешэкономбанк - государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности";
НИИ СО РАН - научно-исследовательский институт Сибирского отделения Российской академии наук;
Алтайское отделение ВОИР - Алтайская краевая общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов;
МРЦН - НО Ассоциация "Межрегиональный центр наноиндустрии";
ЦПТИ - Центр поддержки технологий и инноваций КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я.Шишкова".

II. Современное состояние и основные тенденции развития
инновационной сферы Алтайского края

Алтайский край обладает многопрофильным научным потенциалом, ориентированным на потребности ОПК, химической промышленности, машиностроения и агропромышленного комплекса. Различными видами научной, проектной и изыскательской деятельности занимаются около 3 тысяч человек в 40 научно-исследовательских организациях, в числе которых академические учреждения, исследовательские подразделения высшей школы, проектно-конструкторские структуры промышленных предприятий.
Приоритетные региональные исследования сосредоточены в области создания новых материалов, живых систем, информационных, химических, энергосберегающих технологий. Особая роль в обеспечении модернизации, усиления экономической базы региона и его выхода на инновационную траекторию отводится малому бизнесу. По удельному весу малых предприятий, осуществляющих затраты на технологические инновации, край занимает первое место в России.
Анализ тенденций и факторов развития экономики региона за период 2006 - 2013 годов свидетельствует о том, что инновации постепенно становятся наиболее важной составляющей экономического роста.
Все более явной и востребованной становится инновационная функция высшего образования и повышение роли образовательных учреждений высшего профессионального образования в инновационном процессе, что позволяет позиционировать регион как ведущий на евразийском пространстве центр, осуществляющий подготовку кадров более чем по 200 специальностям; в вузах края разработан и реализуется ряд стратегических программ, получивших федеральную поддержку и направленных на подготовку специалистов для инновационной экономики.
Наука постепенно переориентируется на потребности экономики, в ее развитии отмечаются изменения, связанные с повышением доли предпринимательского сектора как в выполнении, так и в финансировании исследований (73% в структуре объема работ, выполненных научными организациями в 2012 году), наблюдается увеличение масштабов поисковых исследований, объемов прикладных работ в университетах. Научно-исследовательский сектор региона демонстрирует положительную динамику ключевых показателей. Практически в три раза за период с 2006 года выросли затраты на научные исследования (1847 млн рублей по итогам 2013 года) и объем выполненных научных исследований и разработок, существенно улучшилась материальная база научных организаций (среднегодовая стоимость основных средств в сравнении с 2008 годом увеличилась в 4 раза и в 2012 году составила 7,3 млрд рублей).
Наблюдается активизация инновационных процессов всех секторов экономики, в том числе традиционных; развитие новых видов экономической деятельности (производство композитов, наноматериалов, биотехнологии); рост инвестиций в научные исследования и разработки (в 2,8 раза к уровню 2006 года; 3575 млн рублей по итогам 2012 года); опережающая динамика развития высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг (фармацевтики, образования, здравоохранения, информационно-коммуникационных технологий).
В структуре промышленности отмечаются сдвиги в сторону видов деятельности, характеризующихся коротким жизненным циклом продукции (производство пищевых продуктов), и снижение доли тех, где цикл длиннее, и доминируют исследования и инновации, связанные с технологическими процессами, а не с продуктами (металлургия, производство транспортных средств и другие); лидерами по объемам отгруженной инновационной продукции в крае становятся производители пищевых продуктов (в 2012 году 46% в структуре отгруженной инновационной продукции против 13% в 2006 году), химии и электрооборудования.
Растет число передовых производственных технологий, используемых организациями края (1959 единиц по итогам 2013 года). Из общего количества используемых технологий практически 90% приобретено за пределами региона. Вместе с тем, технологии, разработанные в регионе, востребованы не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. По количеству проданных технологий и программных средств среди регионов Сибирского федерального округа Алтайский край в 2012 году занимал 2 место (организациями края продана 71 разработка против 1 в 2008 году), уступая лишь Томской области, а по доле инновационной продукции в объеме экспорта промышленных предприятий регион лидирует в Сибири.
Объем бюджетных инвестиций, направленных в инновационный сектор бизнеса, вырос в 3,3 раза; более чем в 70 раз увеличена поддержка научных коллективов (в сравнении с 2006 годом). Активизируется участие научных коллективов края в федеральных целевых программах и конкурсах Минобрнауки России на выполнение научно-исследовательских работ, развитие кооперации науки и бизнеса, создание инновационной инфраструктуры. Расширяются и диверсифицируются региональные институты развития инноваций, развивается инновационная инфраструктура.
Позиции края как региона со значительным научно-техническим и инновационным потенциалом подтверждаются экспертными оценками ведущих рейтинговых агентств страны. В рейтинге инновационной активности регионов, составленном Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий в 2013 году, Алтайский край улучшил свои позиции, поднявшись на 8-е место.
Структурные и институциональные изменения в развитии экономики Алтайского края осуществлялись в рамках создания РИС. Впервые понятие РИС как совокупности субъектов инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры, а также органов государственной власти Алтайского края, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики, определено законом Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 95-ЗС "Об инновационной деятельности в Алтайском крае".

III. Основные этапы становления и развития инновационной
системы Алтайского края

1. Организационный этап (2006 - 2007 годы). Создание основ инновационного сектора экономики Алтайского края, формирование правового поля, создание управленческих структур и совещательных органов.
Отдельное направление инновациям в региональной политике было отведено в 2006 году с принятием закона "Об инновационной деятельности в Алтайском крае". Одновременно с разработкой закона происходило реформирование органов исполнительной власти края: регулирующим и координирующим центром системы стало Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, в составе которого образовано управление по науке и инновационной политике.
Особое внимание уделялось вовлечению научной общественности и бизнеса в процесс реализации государственной научно-технической и инновационной политики. Для этих целей в 2007 году образован совещательный орган - Координационный совет Алтайского края по инновационной деятельности.
В 2007 году кардинально изменены принципы поддержки научных исследований. В основу положена двухступенчатая процедура выбора проектов, используемая на федеральном уровне. Предусмотрена увязка научных исследований с приоритетами социально-экономического развития Алтайского края. Активизировано сотрудничество с государственными научными фондами России, сформированы экспертные советы. В период с 2006 по 2013 год поддержано 306 проектов на общую сумму 72 млн рублей, в том числе 222 проекта совместных региональных конкурсов РФФИ и РГНФ. Выполнение работ на паритетных условиях позволило привлечь более 30 млн рублей средств федерального бюджета.
2. Внедрение кластерного подхода (2008 - 2010 годы). Новая технология управления заложена в основу формирования региональной инновационной системы с 2008 года, в настоящее время успешно развиваются кластеры в сфере биофармацевтики, аграрного машиностроения, энергомашиностроения и энергоэффективных технологий. Всего в кластеры объединено 96 предприятий и организаций.
Координацию кластерной политики в регионе с 2010 года осуществляет АЦКР. Деятельность АЦКР сконцентрирована на создании профессиональных лабораторий, разработке программ развития кластеров, проведении маркетинговых исследований и прочих мероприятий.
Удалось укрепить позиции кластерных формирований на федеральном уровне. Программа развития "АлтайБио", разработанная АЦКР (совместно с администрацией г. Бийска и НП "Алтайский биофармацевтический кластер"), включена в перечень 25 пилотных территориальных инновационных кластеров, утвержденный 28 августа 2012 г. поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева. Помимо этого, компании кластера вошли в состав технологических платформ "Медицина Будущего" и "БиоТех 2030".
3. Интеграционный этап (2011 - 2013 годы). Особую роль в развитии инновационной среды региона сыграла пролонгация в 2011 году статуса наукограда Российской Федерации научно-техническому центру Алтайского края городу Бийску. Была обеспечена возможность дальнейшего развития города в формате важнейшего элемента не только региональной, но и национальной инновационной системы.
Позитивное воздействие на инновационный сектор экономики оказало включение в 2011 году в краевую целевую программу "О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы мероприятий по поддержке инновационной деятельности. За три года на условиях долевого финансирования целевых расходов было поддержано 25 стартап-проектов на общую сумму 12,5 млн рублей, каждому из которых предоставлен грант на развитие в размере 500 тыс. рублей. Для действующих инновационных предприятий апробирован механизм субсидирования части затрат, связанных с производством инновационной продукции. В 2011 - 2013 годах на реализацию 33 проектов таких компаний направлено 62,5 млн рублей бюджетных инвестиций. При этом максимальный размер субсидии на одного заявителя ежегодно увеличивался: с 1 млн рублей в 2011 году до 5 млн рублей в 2013 году.
В 2012 году смещение приоритетов развития экономики края в сторону содействия инновационным инициативам закреплено в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года (утверждена законом Алтайского края от 21.11.2012 № 86-ЗС). Документом предусмотрено обеспечение институциональных условий для развития инноваций, совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации научных разработок, стимулирование взаимодействия науки и бизнеса, продвижение собственных инновационных продуктов и технологий на внутреннем и внешнем рынках.
В 2013 году в целях обеспечения благоприятных условий инновационной деятельности и стимулирования модернизации производства в Алтайском крае принят закон от 04.09.2013 № 46-ЗС "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае", который разграничил полномочия органов государственной власти Алтайского края и закрепил приоритетные сферы инновационной деятельности.
Значимым этапом на пути инновационного развития региона стало вступление Алтайского края в 2013 году в Ассоциацию инновационных регионов России.
Таким образом, к 2014 году в крае созданы ключевые элементы региональной инновационной системы, работающие по принципу "инновационного лифта". В этой системе поддержка инновационной деятельности организаций и отдельных предпринимателей осуществляется на всех этапах жизненного цикла инноваций: от зарождения идеи до реализации конкретного инновационного проекта в виде внедрения технологии, организации выпуска инновационной продукции на действующем производстве, создания нового производства (таблица 1).

Таблица 1

Элементы инновационной системы Алтайского края


Фундаментальные исследования
Прикладные исследования
Опытное производство
Серийное производство
Ключевые субъекты
Ведущие вузы (10) и научно-исследовательские организации (15) - 2189 чел.
Малые инновационные предприятия (37 компаний)
Крупные и средние высокотехнологичные предприятия
Инфраструктура
Инфраструктура вузов, НИИ СО РАН
ЦКП, научно-образовательные центры, ЦТТ
Бизнес-инкубаторы, технопарк "Бийск", внедренческие центры
Индустриальный парк "Новоалтайск Южный"
АЦКР
Региональные институты поддержки
Государственная поддержка в виде грантов на исследования в рамках соглашений с РФФИ, РГНФ, Фондом содействия
Государственная поддержка инновационных компаний в виде субсидий
Алтайский гарантийный фонд, Алтайский фонд микрозаймов, Региональный инвестиционный фонд, Алтайский краевой лизинговый фонд
Полюса инновационного развития
1) Перспективные вооружения, военная и специальная техника;
2) Индустрия наносистем и материалов;
3) Живые системы;
4) Энергетика и энергосбережение
Научно-исследовательские структуры, ОПК, НИИ Россельхозакадемии
Инновационные территориальные кластеры АБФК и АЛТЭК
Инновационный территориальный кластер АЛТАКАМ
Сферы "новой экономики": фармацевтика, информационные технологии, биотехнологии, композиты
Внутренние ресурсы
Ведущие научные коллективы
Высококвалифицированные специалисты
Центры инноваций
Барнаул, Бийск
Барнаул, Бийск, Рубцовск
Барнаул, Бийск, Рубцовск, Новоалтайск
Внешние ресурсы
Федеральные институты поддержки
РНФ

Филиал Фонда содействия
Внешэкономбанк
ФПИ
РВК, венчурные фонды, фонд Сколково
РОСНАНО
РФТР
Федеральные программы поддержки
Программы развития ведущих университетов, поддержка технологических платформ
ФЦП, ВЦП
Программы инновационного развития компаний с госучастием
ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2014 - 2020 годы,
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы
Развитие ОЭЗ
Поддержка исследований ведущих ученых
Программа поддержки кооперации вузов и предприятий
Поддержка инновационных территориальных кластеров
Развитие технопарков

Поддержка инновационной инфраструктуры ФУ

IV. Региональные центры инновационной активности

Современная пространственная структура экономики Алтайского края характеризуется высокой степенью концентрации научно-технической и инновационной активности в ведущих центрах (рисунок 1).



Рис. 1. Вклад городских округов в развитие региональной
инновационной сферы в 2012 году

Ключевым элементом региональной инновационной системы является один из 13 действующих в настоящее время наукоградов Российской Федерации - город Бийск. Наличие особого статуса обеспечивает городу возможность привлечения федеральных ресурсов для поддержки социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры. С 2005 года на развитие города Бийска в статусе наукограда привлечено более 1,4 млрд рублей средств федерального бюджета и свыше 50 млн рублей выделено из краевого бюджета.
Концентрация в городе ряда научно-исследовательских, промышленных, сервисных и инфраструктурных организаций и их комплексное развитие позволяет реализовать всю инновационную цепочку: от исследований и разработок до выпуска наукоемкой продукции. По объему инновационной продукции на душу населения наукоград в 8 раз опережает среднекраевой уровень (19906 рублей по итогам 2012 года против 2426 рублей в среднем по краю).
В Бийске функционируют три полюса инноваций: в сфере оборонной промышленности, биофармацевтики и нанотехнологий. Инновационная система города развивается темпами, опережающими средние по краю и стране в целом. Город становится не только научным, но и инновационным центром региона. В 2006 - 2012 годах объем научных исследований организаций Бийска вырос в 3 раза, затраты на инновации - в 12 раз, а выпуск новой продукции - в 28 раз. Помимо выполнения федеральной миссии наукограда, Бийск является площадкой формирования и апробирования новых инструментов региональной научно-технической политики. Именно в наукограде в 2008 году сформирован Алтайский биофармацевтический кластер, а в 2010 году запущен механизм субсидирования затрат действующим инновационным компаниям, расширенный в последующие годы.
Формирование благоприятных организационных и правовых условий стимулирует развитие кооперации предприятий наукограда с научно-исследовательскими организациями соседних регионов. В 2012 году завершен реализованный в партнерстве с Томским государственным университетом проект создания на базе ОАО "ФНПЦ "Алтай" единственного в России производства стратегически важного импортозамещающего соединения - кристаллического глиоксаля. Стоимость проекта составила 544 млн рублей.
В столице края расположены крупные высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты, сосредоточено около половины инновационно активных компаний региона. Предприятия города осуществляют практически половину затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации в крае. Имеющийся потенциал позволяет городу Барнаулу развиваться в качестве центра подготовки высококвалифицированных кадров, разработок в области медицины, сельского хозяйства и промышленности.
Организации города Рубцовска, занимающиеся инновационной деятельностью, специализируются на разработках технологий сельскохозяйственного машиностроения, а также новых технологий добычи и обогащения полезных ископаемых. Реструктуризация крупных промышленных предприятий Барнаула и Рубцовска, их консолидация со средними и малыми компаниями, формирование условий для конструктивного сотрудничества с вузами и научно-исследовательскими институтами обусловили возможность формирования АЛТАКАМ.

V. Формирование региональной инновационной инфраструктуры

На территории региона успешно функционируют 2 ЦТТ (в структуре Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова и Алтайского государственного университета), сеть вузовских технопарков и бизнес-инкубаторов, ведется работа по формированию консультационных площадок и выстраиванию научно-производственных цепочек кластерного типа (таблица 2).

Таблица 2

Инновационная инфраструктура Алтайского края

Виды инновационной инфраструктуры
Объекты инновационной инфраструктуры
Производственно-технологическая инфраструктура
АЦКР;
МРЦН;
КГБУ "Алтайский бизнес-инкубатор";
МБУ "Бийский бизнес-инкубатор";
НП "Инновационно-производственный технологический парк "Бийск";
ОАО "Управляющая компания "Индустриальный парк"
Экспертно-консалтинговая и информационная инфраструктура
КГБУ "Алтайский бизнес-инкубатор" - Центр поддержки предпринимательства Алтайского края;
НО "Алтайская торгово-промышленная палата";
ЦТТ при высших учебных заведениях края;
управляющие компании кластеров (биофармацевтического, аграрного машиностроения, энергомашиностроения и энергоэффективных технологий);
филиал ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации - "Алтайский центр научно-технической информации";
ЦПТИ;
Алтайское отделение ВОИР;
ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Алтайском крае и Республике Алтай"
Финансовая инфраструктура
филиал Фонда содействия;
Алтайский гарантийный фонд;
Алтайский фонд микрозаймов;
средства регионального инвестиционного фонда;
средства краевого лизингового фонда

В 2007 году в Барнауле начал работу Алтайский бизнес-инкубатор, назначение которого - предоставление в пользование офисных помещений, оснащенных мебелью и оргтехникой, и сопровождение проектов. В 2011 году в Бийске открыт бизнес-инкубатор инновационного типа, на его базе созданы 4 лаборатории, оснащенные высокоточным научно-исследовательским оборудованием в области биофармацевтики, нанотехнологий, химии полимерных и композиционных материалов.
С 2011 года ведется работа по созданию индустриального парка в составе Южной промышленной зоны Новоалтайска. В 2012 году на базе ОАО ФНПЦ "Алтай" начало работу НП "Инновационно-производственный технологический парк "Бийск". В настоящее время в состав резидентов технопарка входит 36 предприятий наукограда.
С целью повышения доступности кредитных средств для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационно активных, в 2007 - 2009 годах созданы Алтайский гарантийный фонд и Алтайский фонд микрозаймов.

VI. Взаимодействие с институтами инновационного развития

В ходе реализации мер, направленных на развитие инновационной системы, обеспечено сопровождение инновационных проектов следующими российскими институтами развития:
филиалом Фонда содействия. В Алтайском крае филиал Фонда содействия функционирует с 1996 года. В 2010 году подписано соглашение о взаимодействии между Администрацией Алтайского края и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. За последние восемь лет региональными исследователями подана 681 заявка, заключено 208 государственных контрактов на общую сумму 141 млн рублей;
РФФИ и РГНФ. В целях консолидации усилий по поддержке исследований, направленных на решение особо важных для региона проблем, между Администрацией края и РФФИ подписано Соглашение о проведении совместного конкурса проектов в 2011 - 2015 годах. Совместно с РГНФ на основании заключенного на 2011 - 2015 годы соглашения ежегодно организуется конкурс проектов "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном" в области гуманитарных наук;
РОСНАНО. Основной инфраструктурной составляющей нанотехнологической сети региона является МРЦН, созданный в 2007 году на базе наукограда Бийска. Членами ассоциации являются 12 организаций Алтайского края, Новосибирской и Томской областей. В 2008 году МРЦН вошел в состав Российской национальной ассоциации наноиндустрии. С 2012 года на базе Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова стартовала пилотная образовательная программа профессиональной переподготовки специалистов в области производства полимерных энергонасыщенных и нанокомпозиционных материалов. Проект общей стоимостью 17 млн рублей профинансирован Администрацией Алтайского края и Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО на паритетной основе. В первом выпуске - 75 специалистов организаций наноиндустрии региона, одна из групп слушателей прошла стажировку в Российско-французском центре трансфера технологий (г. Безансон, Франция). Ежегодно планируется осуществлять профессиональную переподготовку порядка 30 специалистов;
Внешэкономбанком. Соглашение о сотрудничестве заключено в декабре 2008 года. Основное взаимодействие сторон осуществляется в рамках реализации крупных проектов краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья". Так, совместно с Внешэкономбанком на территории края реализуется приоритетный проект по строительству и техническому оснащению свиноводческого комплекса на 300000 голов в год (ООО "Алтаймясопром");
Роспатентом. Основу сотрудничества Роспатента и Администрации края определяет подписанное в 2009 году соглашение. В рамках его реализации в 2013 году в целях повышения эффективности использования патентной информации открыт региональный ЦПТИ. Центр на бесплатной основе предоставляет доступ к специализированным базам данных ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности", Евразийской патентно-информационной системы и другим. В рамках информационного обслуживания с учетом конкретных потребностей и специфики деятельности предприятий специалистами ЦПТИ осуществляется консультирование по вопросам проведения патентных исследований, подготовке лицензионных договоров, а также патентный поиск (тематический, именной, нумерационный) по отечественным и зарубежным базам данных;
технологическими платформами. На сегодняшний день технологические платформы входят в число важнейших инструментов, позволяющих объединить усилия бизнеса, науки, образования и государства для реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики. В 2011 - 2013 годах в соответствии с решениями Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был утвержден перечень из 34 технологических платформ.
Организации Алтайского края входят в состав девяти технологических платформ (таблица 3).

Таблица 3

Алтайские предприятия и организации - участники российских
технологических платформ

Технологическая платформа
Наименование участника
1
2
"Медицина будущего"
ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет"
ФГБУ "Институт проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук (ИПХЭТ СО РАН)"
ООО ТЦ "Наноплан"
ОАО "ФНПЦ "Алтай"
"Биоиндустрия и биоресурсы - БиоТех2030"
ООО Научно-производственная фирма "Алтайский букет"
ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет"
"Национальная программная платформа"
КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края"
"Технологии экологического развития"
ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет"
ООО ТПГ "РОСАЛ"
"Биоэнергетика"
ФГБУ "Институт проблем химико-энергетических технологий Сибирского отделения Российской академии наук (ИПХЭТ СО РАН)"
"Новые полимерные композиционные материалы и технологии"
ООО "Бийский завод стеклопластиков"
"Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания"
ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет"
"Развитие российских светодиодных технологий"
"ОАО ХК "СДС-Маш"
"Малая распределенная энергетика"
ООО "Алтайская генерация"
УК "Регионэнерго"

VII. Мотивационная и стимулирующая среда

На повышение творческой инициативы и инновационной активности разработчиков новых технологий, представителей высшей школы и научных организаций направлены реализуемые на территории края специальные конкурсы: конкурс среди научных, научно-педагогических работников и студентов, участвующих в решении задач социально-экономического развития Алтайского края и конкурс инновационных проектов "Новый Алтай". Ежегодный премиальный фонд конкурсов составляет 1,5 млн рублей.
Важнейшим инструментом стимулирования деловой активности, роста производства инновационной продукции, развития кооперационных связей является конгрессно-выставочная деятельность. Компенсация организационных расходов за счет средств краевого бюджета позволяет инновационным предприятиям ежегодно принимать участие в крупных межрегиональных и международных мероприятиях (Российская и Сибирская венчурные ярмарки, выставка "OpenInnovationsExpo", Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств и другие). При этом площадь, используемая для организации стендов алтайских товаропроизводителей, постоянно увеличивается (с 1250 кв. м в 2009 году до 5000 кв. м в 2013 году).
Масштабной дискуссионной площадкой стала выставка-презентация "Ярмарка инноваций", организуемая с 2009 года. Мероприятие призвано содействовать созданию благоприятных условий для вывода на рынок инновационной продукции. Количество участвующих в выставке бизнес-идей ежегодно растет: с 69 проектов в 2009 году до 119 в 2013.
Инструментом информационной поддержки эффективного взаимодействия науки, бизнеса и власти при осуществлении научной и инновационной деятельности служит созданный в 2008 году интернет-портал Алтайского краевого инновационного банка данных (www.altkibd.ru). Ресурс объединяет сведения об инновационных разработках, существующих механизмах поддержки, а также обеспечивает широкое распространение информации о взаимных возможностях и потребностях участников инновационной деятельности в Алтайском крае.
В целом реализуемые в крае мероприятия по развитию региональной инновационной системы были направлены на создание инновационной инфраструктуры, содействие коммерциализации научных разработок и реализации кластерных инициатив, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия существующих компонентов инновационной системы, формирование условий для интеграции региональных и федеральных мер государственной поддержки (софинансирование Минэкономразвития России и Минобрнауки России, взаимодействие с институтами развития).


VII. Сдерживающие факторы инновационного развития
Алтайского края

1. Специфические условия развития производительных сил, обусловленные повышенными затратами на производство, в силу особенностей сложных природно-климатических условий Сибири.
2. Неравномерный характер инновационного развития муниципальных образований, обусловленный высокой степенью концентрации научно-интеллектуального и инновационного потенциала в границах ведущих промышленных центров; нарастание диспропорций в силу опережающего развития инновационной системы наукограда.
3. Требующая дальнейшего развития система внутренней кооперации, обеспечивающая переориентацию экономики на замкнутый цикл производства с применением высокотехнологичного оборудования и интеллектуальных разработок.
4. Использование региональными компаниями технологий и технологических решений преимущественно сторонних производителей, в том числе зарубежных.
5. Недостаточная степень вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационные процессы, преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты.
6. Фрагментарность инновационной инфраструктуры в сферах "новой экономики" - производство композитов, наноматериалов, биотехнологии.
7. Неравномерность инновационной деятельности технологического сектора и социальной сферы.
8. Недостаток оперативной и комплексной статистической информации для принятия управленческих решений в сфере инноваций (отсутствие систематизированных данных об объектах инновационной инфраструктуры, кластерах, инновационной деятельности в сельском хозяйстве, строительстве и др.; неполнота статистического измерения малого инновационного бизнеса, особенно микропредприятий).
Учитывая наличие ряда факторов, сдерживающих развитие инновационной сферы Алтайского края, потребуется дальнейшая системная работа, направленная на увеличение эффективности региональной инновационной системы, устранение разобщенности в работе субъектов инновационной деятельности и решение общих задач, обусловленных спецификой инновационной сферы: неразвитость системы проектного и венчурного финансирования, дефицит специалистов по инновационному менеджменту и качественно проработанных инновационных проектов, разрывы в инновационном цикле при переходе от фундаментальных исследований к коммерческим технологиям.

IX. Ключевые направления развития инновационной системы
Алтайского края

1. Дальнейшая переориентация существующей РИС в направлении кластерных инициатив, поддержки проектов инновационных кластеров, формирование условий для эффективного организационного развития инновационных кластеров.
2. Развитие новых отраслевых сегментов промышленного комплекса (био- и наноиндустрии), достройка инфраструктуры новыми элементами в соответствии с потребностями высокотехнологичного бизнеса (инжиниринговые центры, индустриальные и технологические парки, центры прототипирования).
3. Расширение использования возможностей федеральных программ и проектов для запуска новых инновационных кластеров.
4. Наращивание инновационной активности в традиционных сферах экономики региона, в первую очередь сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном комплексе, топливно-энергетическом хозяйстве, строительстве, с целью общего повышения их эффективности, снижения энергоемкости, перехода на современные технологии и виды сырья.
5. Усиление инновационных процессов на территории моногородов и муниципальных образований.
6. Преодоление структурных диспропорций в развитии инновационной составляющей технологической и социальной сфер, создание условий для развития специфического института социального предпринимательства, поощрение внедрения новаторских технологий в различных сферах жизнедеятельности.
7. Развитие "образовательного" сегмента региональной инновационной системы, расширение масштабов программ обучения инновационному предпринимательству и технологическому менеджменту в системе высшего и дополнительного образования, в том числе целевой подготовки специалистов для реализации инновационных проектов.
8. Расширение существующей практики финансирования инновационных проектов в различных формах (бюджетных кредитов, частичной компенсации процентной ставки по кредитам, лизинга, субсидирования затрат на оборудование и др.); оптимизация инструментов поддержки инновационной деятельности, повышение уровня системности их применения; достройка механизма "инновационного лифта", в том числе за счет активизации взаимодействия с институтами развития, созданными на федеральном уровне.
9. Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере, в том числе взаимодействие с банками, страховыми, консалтинговыми компаниями, предприятиями и организациями всех форм собственности.
10. Развитие и стимулирование потребительского спроса на инновационную продукцию, в том числе через государственные и муниципальные закупки.
11. Переход от практики поддержки отдельных организационно-имиджевых мероприятий (форумов, конференций, обучающих и консультационно-методических мероприятий, конкурсов, выставок и ярмарок) инновационной тематики к созданию целостной системы коммуникаций как единого механизма взаимодействия участников инновационной деятельности.
12. Развитие межрегионального взаимодействия инновационных регионов, использование лучших практик региональных инновационных систем; обеспечение открытости региональной инновационной системы, дальнейшая интеграция региона в общероссийские и мировые процессы создания и использования нововведений.
13. Повышение заинтересованности инновационно активных организаций в достоверном и качественном отражении инновационных процессов в статистической информации, создание единых методологических и методических подходов к проблемам совершенствования статистического инструментария для оценки инновационных процессов на территории региона.
14. Усиление координации органов исполнительной власти Алтайского края при решении вопросов инновационного развития; создание интегрированной информационной системы мониторинга инновационных процессов.

X. Механизмы реализации ключевых направлений развития
инновационной системы Алтайского края на период до 2020 года

Реализацию ключевых направлений развития инновационной системы Алтайского края на период до 2020 года предполагается осуществлять путем:
дальнейшего совершенствования законодательства Алтайского края с обязательным включением мер, направленных на стимулирование инновационной активности предпринимательского сектора и социальной сферы;
межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края при реализации политики в области развития инновационной системы с закреплением ответственности по курируемым направлениям; включения задач и мероприятий, призванных повысить инновационность экономики региона, в государственные целевые программы;
создания совещательных и консультативных органов для организации взаимодействия власти и общества при формировании и реализации политики в области развития инновационной системы;
учета задач по развитию инновационной системы Алтайского края при формировании краевого бюджета;
методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, направленной на усиление управления инновационными процессами;
постоянного мониторинга и анализа инновационных процессов и корректировки на их основе конкретных мер инновационной политики.
Ресурсное обеспечение мероприятий по реализации Концепции предусматривается осуществлять преимущественно на основе государственно-частного партнерства за счет средств краевого бюджета, федерального бюджета, внебюджетных источников при выполнении следующих программ:
государственных программ Алтайского края;
программ создания и развития инновационных территориальных кластеров;
программ создания и развития инновационной инфраструктуры, территорий с высоким научно-техническим потенциалом, в том числе наукоградов;
государственных программ, ФЦП, программ институтов развития РОСНАНО, РВК и других, федеральных фондов поддержки научных и научно-технических исследований, Фонда содействия и других;
межрегиональных программ.


X. Целевые индикаторы реализации Концепции развития
инновационной системы Алтайского края на период до 2020 года

Индикатор
Целевые значения
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций (%)
13,3
14,9
16,5
18,2
19,8
19,9
20,0
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, %
22,5
23,0
23,5
24,0
25,6
25,8
26,2
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте, %
0,34
0,36
0,39
0,43
0,47
0,51
0,55
Количество предприятий, входящих в состав территориальных инновационных кластеров, ед.
70
75
80
85
90
95
100


------------------------------------------------------------------