Постановление Администрации Алтайского края от 22.07.2014 N 338 "Об утверждении Положения о территориальной подсистеме мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Алтайского края"
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. № 338
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА
ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законом Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2004 № 289 "Об утверждении Положения об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной подсистеме мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Алтайского края.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
Утверждено
Постановлением
Администрации Алтайского края
от 22 июля 2014 г. № 338
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 04.03.2011 № 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", законом Алтайского края от 17.03.1998 № 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2004 № 289 "Об утверждении Положения об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет назначение, основные задачи, состав сил и средств, порядок функционирования территориальной подсистемы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Алтайского края (далее - "ТСМП Алтайского края"), входящей в состав краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - "РСЧС Алтайского края").
1.2. ТСМП Алтайского края создается на территории Алтайского края и предназначена для прогнозирования и своевременного обнаружения негативных процессов в техносфере, опасных природных явлений и других факторов, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также оценки динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и ликвидации ЧС.
1.3. Координацию деятельности служб мониторинга в рамках ТСМП Алтайского края осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края.
Постоянно действующим органом управления на территории Алтайского края является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю.
Органом повседневного управления территориальной подсистемы является Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.
II. Основные задачи ТСМП Алтайского края
2.1. Основными задачами ТСМП Алтайского края являются:
организация и осуществление мониторинга и прогнозирования ЧС;
выработка оперативного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов возникновения ЧС и доведения их до органов управления РСЧС Алтайского края;
разработка вероятных сценариев развития ЧС;
выработка рекомендаций по управлению рисками ЧС, их предупреждению, локализации и ликвидации;
оценка эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга и прогнозирования ЧС.
2.2. Решение основных задач функционирования ТСМП Алтайского края обеспечивается:
сбором, обработкой и анализом информации о состоянии природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС;
созданием и постоянным обновлением информационной системы и банка данных о ЧС на территории Алтайского края;
обменом данными в едином информационном поле ТСМП Алтайского края;
лабораторным контролем состояния окружающей среды;
прогнозированием места, времени, параметров и сценариев развития ЧС;
прогнозированием видов и параметров последствий ЧС;
расчетом сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС;
обеспечением районирования территории Алтайского края по степени риска возникновения ЧС техногенного, природного и биолого-социального характера;
обеспечением защиты информации, в том числе составляющей государственную тайну.
III. Направления деятельности и состав ТСМП Алтайского края
3.1. ТСМП Алтайского края имеет территориальный, местный и объектовый уровни и осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
мониторинг ЧС техногенного характера, в том числе на опасных производственных объектах, системах жизнеобеспечения, проектируемых и строящихся объектах и населенных пунктах;
мониторинг опасных природных процессов, в том числе опасных геологических явлений, опасных гидрологических явлений, опасных метеорологических явлений, природных пожаров;
мониторинг ЧС биолого-социального характера, в том числе эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, ЧС социально-экономического характера.
3.2. В состав ТСМП Алтайского края входят органы исполнительной власти Алтайского края, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и организации, действующие на территории Алтайского края и осуществляющие мониторинг по направлениям своей деятельности, в том числе:
мониторинг техногенных ЧС:
Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Сибирское управление "Ростехнадзора") (опасные производственные объекты);
федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" (системы жизнеобеспечения);
филиал ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Западно-Сибирское предприятие магистральных электрических сетей (системы жизнеобеспечения);
Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (системы жизнеобеспечения);
филиал ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - "Алтайэнерго" (системы жизнеобеспечения);
Алтайское линейное производственное управление магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Томск" (системы жизнеобеспечения);
ОАО "Газпром газораспределение Барнаул" (системы жизнеобеспечения);
краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (КГКУ "Алтайавтодор") (системы жизнеобеспечения);
мониторинг опасных природных процессов:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай (поверхностные водные объекты, природные пожары);
федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт водных и экологических проблем" Сибирского отделения Российской академии наук (мониторинг окружающей среды);
Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края (лесные пожары);
Алтайский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (опасные гидрологические и метеорологические явления);
отдел мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций краевого казенного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" (опасные гидрологические и метеорологические явления, природные пожары);
отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления (паводковые явления);
Алтайский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (мониторинг водных биоресурсов);
мониторинг ЧС биолого-социального характера:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (эпидемии);
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (эпизоотии, эпифитотии);
филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Россельхозцентр" по Алтайскому краю (эпифитотии, эпизоотии).
IV. Организация взаимодействия в ТСМП Алтайского края
4.1. ТСМП Алтайского края входит в сферу приоритетных государственных интересов в области защиты населения и территорий Алтайского края от ЧС.
Организация взаимодействия между субъектами ТСМП Алтайского края, действующими на территории края, отвечающими за обеспечение деятельности функциональных подсистем, осуществляется в соответствии с действующим законодательством в рамках заключенных соглашений и подписанных протоколов.
4.2. Субъекты мониторинга ТСМП Алтайского края обеспечивают:
постоянный обмен данными в едином информационном поле ТСМП Алтайского края;
своевременное представление в Главное управление МЧС России по Алтайскому краю аналитических, статистических и иных материалов (далее - "информационные материалы"), полученных в результате проведения мониторинга по направлениям своей деятельности в части, касающейся выявления возможных источников ЧС, контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников ЧС, заблаговременного прогнозирования параметров ЧС и их последствий;
достоверность и полноту представленных информационных материалов, их защиту.
4.3. Главное управление МЧС России по Алтайскому краю обеспечивает:
контроль за осуществлением обмена данными в едином информационном поле ТСМП Алтайского края;
прием, обработку и анализ поступивших информационных материалов, полученных от служб мониторинга ТСМП Алтайского края;
передачу службам мониторинга ТСМП Алтайского края результатов обработки информационных материалов;
защиту информации, в том числе составляющей государственную тайну;
подготовку и представление прогнозов возникновения ЧС природного и техногенного характера и их источников в Сибирский региональный центр МЧС России, органы исполнительной власти Алтайского края, органы местного самоуправления Алтайского края, заинтересованные организации.
V. Режимы функционирования ТСМП Алтайского края
5.1. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением Губернатора Алтайского края в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ТСМП Алтайского края:
режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС, т.е. при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС, т.е. при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки;
режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
5.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСМП Алтайского края, являются:
в режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
организация сбора, обработки и анализа информации, поступающей от организаций, входящих в ТСМП Алтайского края, и ее представление в соответствующие органы;
прогнозирование и оценка возможности возникновения ЧС;
повышение эффективности взаимодействия субъектов ТСМП Алтайского края;
участие в планировании и выполнении целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
в режиме повышенной готовности:
выполнение функций, определенных режимом повседневной деятельности;
организация непрерывных наблюдений за параметрами потенциальных источников ЧС;
организация оперативного сбора и анализа информации, поступающей от организаций ТСМП Алтайского края, и представление ее в соответствующие органы;
оперативное и текущее прогнозирование ЧС;
уточнение планов взаимодействия субъектов ТСМП Алтайского края;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на предотвращение и смягчение возможных последствий при возникновении ЧС;
приведение в состояние готовности сил и средств ТСМП Алтайского края для проведения при необходимости обследования зоны возможного возникновения ЧС;
в режиме ЧС:
организация круглосуточного функционирования сил и средств ТСМП Алтайского края;
сбор, обработка и анализ мониторинговой и прогностической информации в реальном масштабе времени и представление ее в соответствующие органы управления, входящие в ТСМП Алтайского края;
оперативное прогнозирование развития ЧС;
определение границ зоны ЧС;
разработка предложений о составе мероприятий, направленных на локализацию и смягчение последствий ЧС.
------------------------------------------------------------------