Постановление Администрации Алтайского края от 22.01.2014 N 18 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие мелиорации земель Алтайского края сельскохозяйственного назначения" на 2014 - 2020 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. № 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
"РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края
от 24.11.2014 № 520, от 09.11.2015 № 446)
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года № 922, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Развитие мелиорации земель Алтайского края сельскохозяйственного назначения" на 2014 - 2020 годы.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 24.11.2014 № 520)
2. Признать утратившим силу постановление Администрации края от 14 декабря 2011 года № 734 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Алтайском крае" на 2012 - 2014 годы".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
Утверждена
Постановлением
Администрации края
от 22 января 2014 г. № 18
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края
от 24.11.2014 № 520, от 09.11.2015 № 446)
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Развитие
мелиорации земель Алтайского края сельскохозяйственного
назначения" на 2014 - 2020 годы
Ответственный исполнитель программы
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
Участники программы
сельскохозяйственные товаропроизводители Алтайского края
Цели программы
рост результативности и устойчивости сельскохозяйственного производства и повышение плодородия почв Алтайского края средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и возникновения природных аномалий;
повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективное использование природных ресурсов
Задачи программы
восстановление мелиоративного фонда, включая реализацию мер по орошению земель;
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения путем проведения агролесомелиоративных мероприятий
Индикаторы и показатели программы
прирост на землях сельскохозяйственного назначения объема производства продукции растениеводства за счет реализации мероприятий программы; ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования; сохранение существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий;
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных мероприятий
Срок и этапы реализации программы
программа рассчитана на 2014 - 2020 годы и реализуется в 2 этапа:
I этап - 2014 - 2016 годы;
II этап - 2017 - 2020 годы
Объемы финансирования программы
объем финансирования программы в 2014 - 2020 годах за счет всех источников составит 2246519,0 тыс. руб., в том числе:
за счет средств краевого (регионального) бюджета - 51017,6 тыс. руб.;
за счет средств из внебюджетных источников - 2195501,4 тыс. руб.
Финансирование мероприятий программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 24.11.2014 № 520, от 09.11.2015 № 446)
Ожидаемые результаты реализации программы
прирост на землях сельскохозяйственного назначения объема производства продукции растениеводства на 156 процентов за счет реализации мероприятий программы;
ввод в эксплуатацию 15,92 тыс. га мелиорируемых земель за счет реконструкции 5,40 тыс. га имеющихся мелиоративных систем и строительства 10,52 тыс. га новых, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования;
сохранение существующих и создание 1,26 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий;
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных мероприятий на площади 8,3 тыс. га
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 24.11.2014 № 520, от 09.11.2015 № 446)
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной
программы Алтайского края "Развитие мелиорации земель
Алтайского края сельскохозяйственного назначения"
на 2014 - 2020 годы (далее - "государственная программа")
Развитие аграрного сектора агропромышленного комплекса является приоритетным направлением социально-экономической политики края. Но, несмотря на позитивные тенденции последних лет, существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее интенсивное развитие сельскохозяйственного производства, и одним из них является недостаточность естественного увлажнения земель и повторяющиеся засухи.
В Алтайском крае из 6,5 млн гектаров пашни 4 млн гектаров, или 67%, находятся в зоне рискованного земледелия, где количество осадков за вегетационный период составляет от 120 до 170 мм. Негативное влияние на сельское хозяйство природных рисков влечет за собой снижение урожайности и объемов сельскохозяйственной продукции. В засушливые годы нет возможности выращивания высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и внедрения интенсивных агротехнологий. Так, в результате почвенной и воздушной засухи в 2012 году на большей части территории Алтайского края пострадало более 3,0 млн га посевов сельскохозяйственных культур, в 942 сельхозпредприятиях погибли посевы на площади 749,1 тыс. гектаров. Общая сумма ущерба по прямым затратам составила 2045 млн рублей. В результате сложилась напряженная обстановка с обеспеченностью потребности животноводства в кормах, что отрицательно повлияло на его развитие.
В рамках реализуемой Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы и краевой программы "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")" на 2011 - 2013 годы в регионе введено и модернизировано более 230 тысяч постановочных мест, что требует создания гарантированной кормовой базы, обеспечить которую без развития мелиорации земель и внедрения инновационных агротехнологий невозможно. Урожайность многолетних трав на неорошаемых (богарных) землях в целом в 4 раза ниже, чем на орошаемых участках.
Мировой опыт показывает, что для обеспечения производства гарантированного объема сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь кормовых культур, картофеля и овощей, необходимо иметь площадь орошаемых земель в размере от 10 до 30% всей площади пашни. В настоящее время в крае имеется 70,2 тыс. га орошаемых земель, что составляет всего 1,1% пашни (по сравнению с 1990 г. площадь таких земель сократилась в 2,5 раза). Из них орошение проводится на 19,7 тыс. га в 12 районах края, расположенных, в основном, в степной зоне. Все орошаемые земли находятся в государственной собственности Российской Федерации или собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Бесхозяйных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в Алтайском крае нет. Водопотребление для осуществления мелиорации земель осуществляется с использованием как поверхностных (озера, водохранилища), так и подземных вод. В структуре орошаемых земель значительная часть (88%) занята кормовыми культурами, что создает условия для устойчивого обеспечения животноводства степных районов края кормами. При помощи орошения в регионе возделываются также картофель и овощи.
Среди имеющихся оросительных систем, которые находятся в федеральной собственности или собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, Кулундинский магистральный канал, Бурлинская, Чесноковская, Больше-Черемшанская, Лосихинская оросительные системы и другие. В краевой или муниципальной собственности мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений нет.
За годы реализации федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" в крае проведена реконструкция 15 оросительных систем на площади около 11,0 тыс. га. Федеральной целевой программой "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" предусмотрено выделение из федерального бюджета 1029 млн рублей в виде капитальных вложений на реконструкцию Алейской и Рогозихинской оросительных систем, Новотроицкого массива орошения и орошаемого участка № 3 "Заря - Алей" Локтевского района. Для реализации комплексного подхода, предусмотренного данной программой, в зоне влияния названных мелиоративных систем планируется проведение сельскохозяйственными товаропроизводителями работ по строительству и реконструкции указанных объектов.
За годы реализации ведомственной целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Алтайском крае" на 2012 - 2014 годы в крае в эксплуатацию введено 5,5 тыс. га орошаемых земель, в том числе проведено создание орошаемых участков площадью 1,1 тыс. га, реконструированы оросительные системы на 4,4 тыс. га. На эти цели сельскохозяйственным товаропроизводителям края выделены средства государственной поддержки в размере 199,0 млн руб., в том числе из федерального бюджета - 144,0 млн руб., из краевого (регионального) бюджета - 55,0 млн руб.
Однако основная доля имеющейся в настоящее время в крае площади мелиорированных земель при невысокой их продуктивности (вследствие полной амортизации гидромелиоративных систем и снижения культуры земледелия) еще не может оказать серьезного влияния на нейтрализацию рисков неблагоприятных погодных условий.
Большое значение для улучшения плодородия почв имеют также лесозащитные полосы. По данным проведенной в 2011 году в Алтайском крае инвентаризации защитных лесных насаждений, общая площадь земель сельскохозяйственного назначения, занятых ими, составляет 79,4 тыс. га, что соответствует 1,2% площади пашни в крае. Подавляющая часть лесополос по функциональному назначению относится к полезащитным - 72,0 тыс. га (90,7%). Противоэрозионные функции выполняют 2,5 тыс. га (3,0%) лесных насаждений. Придорожные лесополосы занимают 3,7 тыс. га (4,7%), прочие насаждения (прибрежные, зеленые зоны, закрепление песков) - 1,2 тыс. га (1,6%).
При этом полезащитных лесополос в возрасте до 20 лет в крае 0,2 тыс. га (0,3%), от 21 до 30 лет - 1,6 тыс. га (2,2%), от 31 до 40 лет - 28,7 тыс. га (39,9%), старше 41 года - 41,5 тыс. га (57,6%). Поскольку большинство лесополос имеет значительный возраст, сохранность деревьев в них достаточно низкая. Площадь лесополос с сохранностью деревьев до 10% в Алтайском крае составляет 11,3 тыс. га (15,7%), от 11 до 30% - 13,6 тыс. га (18,9%), от 31% до 50% - 17,4 тыс. га (24,2%), от 51% до 70% - 20,8 тыс. га (28,9%), от 71% - 8,9 тыс. га (12,3%). То есть 24,9 тыс. га (34,6%) лесополос из-за высокой изреженности не выполняют своей функции, эрозионные процессы усиливаются, поэтому требуется поэтапная работа по восстановлению защитных лесных насаждений.
В 2011 году в рамках софинансирования агролесомелиоративных мероприятий по программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" из краевого (регионального) бюджета выделены средства на создание в ООО "Мамонтово лес" Мамонтовского района питомника для производства лесопосадочного материала с использованием орошения, что позволило организовать стабильное производство лесопосадочного материала в количестве не менее 9,9 млн шт. в год для восстановления на всей территории Алтайского края площади лесополос до необходимых размеров.
Безусловным фактором повышения устойчивости сельскохозяйственного производства и эффективной реализации поставленных в программе целей является необходимость восстановления имеющихся мелиоративных систем и осуществления агролесомелиоративных мероприятий. В крае необходимо провести реконструкцию и капитальный ремонт сооружений и оборудования на орошаемых землях площадью более 8,6 тыс. га, увеличить долю орошаемых земель за счет ввода в эксплуатацию орошаемых участков площадью как минимум 17,0 тыс. га (строительство гидротехнических сооружений), осуществить комплекс агролесомелиоративных работ на площади 9,9 тыс. га. Данные мероприятия будут реализованы на инновационной технологической основе.
Для достижения этих целей в первую очередь требуется проведение мелиоративных работ с использованием современного оборудования, машин и механизмов, энергоэффективных и водосберегающих технологий, для чего необходимо приобрести насосно-силовое и дождевальное оборудование, средства механизации полива, отвечающие современным требованиям ресурсосберегающих технологий орошения. А это потребует значительных объемов капитальных вложений.
В целях комплексного решения проблемы по развитию мелиорации в крае необходимо на основе программно-целевого подхода обеспечить государственную поддержку данного направления путем проведения на объектах государственной собственности Российской Федерации и собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей мелиоративных мероприятий. Объективная необходимость участия государства в развитии мелиорации сельскохозяйственных земель обусловлена:
повышением устойчивости и эффективности функционирования сельского хозяйства за счет восстановления и развития мелиорируемых земель и мелиоративных систем;
созданием с целью достижения максимальной продуктивности сельскохозяйственных земель механизма повышения эффективности использования мелиоративных систем;
осуществлением технологической модернизации и реконструкции существующих и строительства новых мелиоративных систем;
проведением комплекса агролесомелиоративных мероприятий для повышения плодородия почв и устойчивости агроландшафтов.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации
государственной программы, цели и задачи, описание основных
ожидаемых конечных результатов государственной программы,
сроков и этапов ее реализации
Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 37-р, Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, и федеральной целевой программой "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года № 922.
В целях реализации комплексного подхода к развитию сельских территорий региона и повышения эффективности проведения мероприятий государственной программы при ее разработке были учтены схемы территориального планирования Алтайского края и его муниципальных районов, генеральные планы поселений и городских округов. Настоящая государственная программа увязана с основными мероприятиями государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации края от 02.08.2011 № 420, и реализуемыми инвестиционными проектами. В частности, основной ввод орошаемых земель приходится на территорию Ключевского района, где на базе ООО "Западное" осуществляется строительство животноводческого комплекса на 50 тыс. голов крупного рогатого скота и с 2012 года стартовал проект комплексной компактной застройки с. Ключи.
Программа учитывает приоритеты социально-экономического развития Алтайского края на долгосрочный период, задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации и указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 и 597, направлена на повышение конкурентоспособности отрасли на основе модернизации производства и рассматривается как один из инструментов активизации инвестиционных и инновационных процессов в АПК, повышения качества жизни сельского населения
Приоритетами государственной программы являются повышение средствами комплексной мелиорации конкурентоспособности и устойчивости сельскохозяйственного производства за счет реконструкции и строительства сооружений и оборудования на орошаемых участках на инновационной технологической основе, проведения комплекса агролесомелиоративных мероприятий, способствующих эффективному использованию природных ресурсов для стабильного обеспечения животноводства края кормами, населения - продуктами питания. Восстановление и дальнейшее развитие мелиоративного комплекса, сохранение почвенного плодородия будут способствовать не только увеличению вне зависимости от погодных условий валового производства сельскохозяйственной продукции, но и улучшению за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест уровня жизни на селе.
Государственная программа разработана с целью роста результативности и устойчивости сельскохозяйственного производства и повышения плодородия почв Алтайского края средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и возникновения природных аномалий, а также повышения продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.
Достижение поставленных целей будет обеспечено решением следующих задач:
восстановление мелиоративного фонда, включая реализацию мер по орошению земель;
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения путем проведения агролесомелиоративных мероприятий.
Реализация государственной программы обеспечит достижение следующих положительных результатов:
прирост на землях сельскохозяйственного назначения объема производства продукции растениеводства на 156 процентов за счет реализации мероприятий программы;
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 09.11.2015 № 446)
ввод в эксплуатацию 15,92 тыс. га мелиорируемых земель за счет реконструкции 5,40 тыс. га имеющихся мелиоративных систем и строительства 10,52 тыс. га новых, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования;
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 24.11.2014 № 520, от 09.11.2015 № 446)
сохранение существующих и создание 1,26 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий;
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 24.11.2014 № 520, от 09.11.2015 № 446)
защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных мероприятий на площади 8,3 тыс. га.
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 24.11.2014 № 520, от 09.11.2015 № 446)
Сведения об индикаторах государственной программы и их значениях представлены в приложении 1.
Государственная программа рассчитана на 2014 - 2020 годы и будет реализована в 2 этапа, в том числе:
первый этап - 2014 - 2016 годы,
второй этап - 2017 - 2020 годы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий государственной
программы
Достижение определенных в государственной программе целей и решение поставленных задач будет обеспечено за счет проведения следующего комплекса мероприятий:
1. Государственная поддержка строительства и реконструкции мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проводимых сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Мероприятие позволит на основе современных инновационных технологий осуществить строительство новых и реконструкцию действующих оросительных систем путем модернизации производственной и технологической базы орошаемых участков, проведения технического перевооружения, включающего замену устаревшего насосно-силового оборудования и поливных машин, что обеспечит расширение площадей орошаемых земель в крае, увеличение кратности поливов и их качества и в конечном итоге рост урожайности сельскохозяйственных культур.
Поддержка будет осуществляться путем субсидирования части затрат на строительство и реконструкцию принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности орошаемых участков, реестр которых представлен в приложении 5. Некоторые из перечисленных объектов являются отдельно расположенными гидротехническими сооружениями и не относятся к мелиоративным системам и гидротехническим сооружениям государственной собственности Российской Федерации. Строительство и реконструкция данных объектов необходимы для реализации инвестиционных проектов по развитию животноводства путем создания устойчивой кормовой базы в степной части края. Перечень инвестиционных проектов представлен в приложении 6.
2. Государственная поддержка проведения проектных и изыскательских работ на объектах, включенных в государственную программу.
Данное мероприятие будет осуществляться за счет средств краевого (регионального) бюджета и обеспечит заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии мелиорации в условиях их нестабильного финансового положения при высокой капиталоемкости строительства и реконструкции оросительных участков.
3. Субсидирование части затрат на посадку защитных лесных насаждений и уход за ними.
Поддерживаться будут сельскохозяйственные товаропроизводители. Это позволит защитить сельскохозяйственные угодья от проявления ветровой и водной эрозии и предотвратить их выбытие из сельскохозяйственного оборота.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 09.11.2015 № 446)
В результате реализации указанных мероприятий будут созданы условия для сохранения и восстановления плодородия почв, повышения эффективности использования земельных ресурсов, развития мелиорации сельскохозяйственных земель.
Полный перечень мероприятий государственной программы приведен в приложении 2.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых
для реализации государственной программы
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края
от 09.11.2015 № 446)
Финансирование мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств краевого (регионального) бюджета и внебюджетных источников.
Объем финансового обеспечения реализации государственной программы за счет всех источников составит 2246519,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 1458,0 тыс. рублей;
2015 год - 417,2 тыс. рублей;
2016 год - 102515,7 тыс. рублей;
2017 год - 326583,5 тыс. рублей;
2018 год - 571767,0 тыс. рублей;
2019 год - 673686,3 тыс. рублей;
2020 год - 570091,3 тыс. рублей,
из них:
средства краевого (регионального) бюджета - 51017,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 717,6 тыс. рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей;
2016 год - 10300 тыс. рублей;
2017 год - 10000 тыс. рублей;
2018 год - 10000 тыс. рублей;
2019 год - 10000 тыс. рублей;
2020 год - 10000 тыс. рублей;
средства из внебюджетных источников - 2195501,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 740,4 тыс. рублей;
2015 год - 417,2 тыс. рублей;
2016 год - 92215,7 тыс. рублей;
2017 год - 316583,5 тыс. рублей;
2018 год - 561767,0 тыс. рублей;
2019 год - 663686,3 тыс. рублей;
2020 год - 560091,3 тыс. рублей.
Объемы финансовых ресурсов, необходимых для выполнения государственной программы, по годам ее реализации приведены в приложении 3.
5. Анализ рисков реализации государственной программы
и описание мер управления рисками реализации
государственной программы
При реализации государственной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам, в том числе, относятся:
макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией;
финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого с недостаточным уровнем бюджетного финансирования, не сопоставимого с возможностями бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе;
торговые риски, связанные с изменением конъюнктуры мирового рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;
природные риски, связанные с нахождением большей части сельских территорий в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и населения.
Управление указанными рисками предполагается осуществлять на основе постоянного мониторинга хода реализации государственной программы и разработки при необходимости предложений по ее корректировке.
6. Механизм реализации государственной программы,
включающий механизм управления финансовыми ресурсами
и распределение сфер ответственности
Контроль за реализацией государственной программы возложен на Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, которое:
осуществляет анализ эффективности использования средств краевого (регионального) бюджета и внебюджетных источников;
обеспечивает координацию работы с федеральными органами исполнительной власти, осуществляемой на условиях заключенного соглашения о предоставлении субсидий на реализацию государственной программы за счет средств краевого (регионального) бюджета и внебюджетных источников;
подготавливает проекты постановлений Администрации Алтайского края о внесении изменений в государственную программу и о досрочном прекращении ее действия, согласовывает их и представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для рассмотрения и принятия заключения;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения государственной программы;
подготавливает и направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежеквартальные и ежегодные отчеты о ходе реализации государственной программы;
заключает с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации соглашение об осуществлении и софинансировании за счет средств федерального бюджета мероприятий государственной программы;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию государственной программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на эти цели;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией государственной программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
организует размещение в средствах массовой информации (в том числе электронных) сведений о ходе и результатах реализации государственной программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов и торгов на участие в реализации государственной программы и о порядке участия в ней инвесторов;
после завершения действия государственной программы представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации доклад о выполнении ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Кроме того, в ходе выполнения государственной программы Главное управление сельского хозяйства Алтайского края:
уточняет целевые индикаторы и расходы на реализацию мероприятий государственной программы и совершенствует механизм ее осуществления;
участвует в организации плановых проверок хода реализации отдельных мероприятий государственной программы.
Субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В государственную программу на очередной год ее реализации могут быть включены объекты строительства и реконструкции, по которым у сельхозтоваропроизводителей имеется проектно-сметная документация и положительное заключение государственной экспертизы. С целью обеспечения реализации мероприятий государственной программы Администрацией Алтайского края утверждается порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из краевого (регионального) бюджета целевых средств на государственную поддержку развития мелиорации сельскохозяйственных земель.
Методика оценки эффективности государственной программы приведена в приложении 4.
Приложение 1
к государственной программе
Алтайского края "Развитие мелиорации
земель Алтайского края
сельскохозяйственного назначения"
на 2014 - 2020 годы
ИНДИКАТОРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края
от 09.11.2015 № 446)
№ п/п
Наименование индикатора (показателя)
Единица измерения
Значение по годам реализации государственной программы
2012 год - год, предшествующий году раз разработки государственной программы (факт)
2013 год - год разработки государственной программы (оценка)
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1.
Прирост на землях сельскохозяйственного назначения объема производства продукции растениеводства за счет реализации мероприятий программы (нарастающим итогом)
%
-
-
5,00
9,00
20,00
45,00
105,00
128,00
156,00
2.
Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции и строительства новых мелиоративных систем, включая мелиоративные системы общего и индивидуального пользования
тыс. га
3,18
2,36
-
-
0,6
2,48
4,06
5,06
3,72
из них
2.1.
строительство
тыс. га
0,70
0,44
-
-
0,6
1,42
2,75
3,34
2,41
2.2.
реконструкция
тыс. га
2,48
1,92
-
-
-
1,06
1,31
1,72
1,31
3.
Сохранение существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий
рабочих мест
183
200
78
78
114
142
275
334
241
4.
Защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за счет проведения агролесомелиоративных мероприятий
тыс. га
0,05
-
0,10
0,01
0,01
1,50
2,00
2,20
2,50
Приложение 2
к государственной программе
Алтайского края "Развитие мелиорации
земель Алтайского края
сельскохозяйственного назначения"
на 2014 - 2020 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
"РАЗВИТИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края
от 09.11.2015 № 446)
№ п/п
Цель, задача, мероприятие
Срок реализации
Участник программы
Сумма расходов, тыс. руб.
Источники финансирования
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1.
Цель 1. Рост результативности и устойчивости сельскохозяйственного производства и повышение плодородия почв Алтайского края средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и возникновения природных аномалий
2014 - 2020 гг.
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее - ГУСХ), сельскохозяйственные товаропроизводители (по согласованию)
-
-
102104,6
221583,5
431767,0
519686,3
395091,3
1670232,7
всего
в том числе
-
-
10012,3
8500,0
8500,0
8500,0
8500,0
44012,3
краевой (региональный) бюджет
-
-
92092,3
213083,5
423267,0
511186,3
386591,3
1626220,4
внебюджетные источники
2.
Задача 1.1. Восстановление мелиоративного фонда, включая реализацию мер по орошению земель
2014 - 2020 гг.
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители (по согласованию)
-
-
102104,6
221583,5
431767,0
519686,3
395091,3
1670232,7
всего
в том числе
краевой (региональный)
-
-
10012,3
8500,0
8500,0
8500,0
8500,0
44012,3
бюджет
-
-
92092,3
213083,5
423267,0
511186,3
386591,3
1626220,4
внебюджетные источники
3.
Мероприятие 1.1.1. Государственная поддержка проводимых сельскохозяйственными товаропроизводителями строительства и реконструкции мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений
2014 - 2020 гг.
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители (по согласованию)
-
-
101031,6
209163,5
411452
494394,3
376492,8
1592534,2
всего
в том числе
-
-
9476,3
7900
7900
7900
7900
41076,3
краевой (региональный) бюджет
-
-
91555,3
201263,5
403552,0
486494,3
368592,8
1551457,9
внебюджетные источники
4.
Мероприятие 1.1.2. Государственная поддержка проведения на объектах, включенных в государственную программу, проектных и изыскательских работ
2014 - 2020 гг.
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители (по согласованию)
-
-
1073,0
12420,0
20315,0
25292,0
18598,5
77698,5
всего
в том числе
-
-
536,0
600,0
600,0
600,0
600,0
2936,0
краевой (региональный) бюджет
-
-
537,0
11820,0
19715,0
24692,0
17998,5
74762,5
внебюджетные источники
5.
Цель 2. Повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективное использование природных ресурсов
2014 - 2020 гг.
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители (по согласованию)
1458,0
417,2
411,1
105000,0
140000,0
154000,0
175000,0
576286,3
всего
в том числе
717,6
-
287,7
1500,0
1500,0
1500,0
1500,0
7005,3
краевой (региональный) бюджет
740,4
417,2
123,4
103500,0
138500,0
152500,0
173500,0
569281,0
внебюджетные источники
6.
Задача 2.1. Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения путем проведения агролесомелиоративных мероприятий
2014 - 2020 гг.
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители (по согласованию)
1458,0
417,2
411,1
105000,0
140000,0
154000,0
175000,0
576286,3
всего
в том числе
717,6
-
287,7
1500,0
1500,0
1500,0
1500,0
7005,3
краевой (региональный) бюджет
740,4
417,2
123,4
103500,0
138500,0
152500,0
173500,0
569281,0
внебюджетные источники
7.
Мероприятие 2.1.1. Субсидирование части затрат на посадку защитных лесных насаждений и уход за ними
2014 - 2020 гг.
ГУСХ, сельскохозяйственные товаропроизводители (по согласованию)
1458,0
417,2
411,1
105000,0
140000,0
154000,0
175000,0
576286,3
всего
в том числе
717,6
-
287,7
1500,0
1500,0
1500,0
1500,0
7005,3
краевой (региональный) бюджет
740,4
417,2
123,4
103500,0
138500,0
152500,0
173500,0
569281,0
внебюджетные источники
Приложение 3
к государственной программе
Алтайского края "Развитие мелиорации
земель Алтайского края
сельскохозяйственного назначения"
на 2014 - 2020 годы
ОБЪЕМ
ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ АЛТАЙСКОГО КРАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края
от 09.11.2015 № 446)
Источники и направления расходов
Сумма расходов, тыс. руб.
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
всего
Всего финансовых затрат
1458
417,2
102515,7
326583,5
571767
673686,3
570091,3
2246519,0
в том числе
из краевого (регионального) бюджета
717,6
-
10300,0
10000,0
10000,0
10000,0
10000,0
51017,6
из внебюджетных источников
740,4
417,2
92215,7
316583,5
561767,0
663686,3
560091,3
2195501,4
Капитальные вложения
-
-
-
-
-
-
-
-
в том числе
из краевого (регионального) бюджета
-
-
-
-
-
-
-
-
из внебюджетных источников
-
-
-
-
-
-
-
-
НИОКР <*>
-
-
-
-
-
-
-
-
в том числе
из краевого (регионального) бюджета
-
-
-
-
-
-
-
-
из внебюджетных источников
-
-
-
-
-
-
-
-
Прочие расходы
1458
417,2
102515,7
326583,5
571767
673686,3
570091,3
2246519,0
в том числе
из краевого (регионального) бюджета
717,6
-
10300,0
10000,0
10000,0
10000,0
10000,0
51017,6
из внебюджетных источников
740,4
417,2
92215,7
316583,5
561767,0
663686,3
560091,3
2195501,4
--------------------------------
<*> Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Приложение 4
к государственной программе
Алтайского края "Развитие мелиорации
земель Алтайского края
сельскохозяйственного назначения"
на 2014 - 2020 годы
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности государственной программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения следования основным принципам бюджетной системы Российской Федерации: эффективности и адресности использования бюджетных средств, их целевому характеру и прозрачности, достоверности бюджета.
1. Комплексная оценка эффективности реализации государственной программы проводится на основе оценок, определяемых по трем критериям:
степень достижения целей и решения задач государственной программы;
соответствие государственной программы запланированному уровню затрат и эффективность использования средств краевого (регионального) бюджета;
степень реализации мероприятий государственной программы.
1.1. Оценка степени достижения целей и решения задач государственной программы производится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов государственной программы и их плановых значений по формуле:
,
где:
Cel - оценка степени достижения цели, решения задачи государственной программы;
- оценка значения i-го индикатора (показателя) выполнения государственной программы, отражающего степень достижения цели, решения соответствующей задачи;
m - число показателей, характеризующих степень достижения цели, решения задачи государственной программы;
- сумма значений.
Оценка значения i-го индикатора (показателя) государственной программы производится по формуле:
(для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений)
или:
(для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений),
где:
- фактическое значение i-го индикатора (показателя) государственной программы;
- плановое значение i-го индикатора (показателя) государственной программы.
В случае превышения стопроцентного выполнения расчетного значения показателя оно принимается равным 100%.
1.2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств краевого (регионального) бюджета определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования государственной программы по формуле:
Fin = K / L x 100%, где:
Fin - уровень финансирования реализации мероприятий государственной программы;
K - фактический объем финансовых ресурсов, направленных на реализацию мероприятий государственной программы;
L - плановый объем финансовых ресурсов, направляемых на реализацию государственной программы в соответствующий отчетный период.
1.3. Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) государственной программы производится по формуле:
, где:
Mer - оценка степени реализации мероприятий государственной программы;
- показатель достижения ожидаемого непосредственного результата j-го мероприятия государственной программы, определяемый в случае достижения в отчетный период непосредственного результата как "1", а в случае недостижения непосредственного результата как "0";
n - количество мероприятий, включенных в государственную программу;
- сумма значений.
1.4. Комплексная оценка эффективности реализации государственной программы (далее - "комплексная оценка") производится по следующей формуле:
O = (Cel + Fin + Mer)/ 3, где:
O - комплексная оценка.
2. Реализация государственной программы характеризуется:
высоким уровнем эффективности;
средним уровнем эффективности;
низким уровнем эффективности.
3. Государственная программа считается реализованной с высоким уровнем эффективности, если комплексная оценка составляет 80% и более.
Государственная программа считается реализованной со средним уровнем эффективности, если комплексная оценка находится в интервале от 40% до 80%.
Если реализация государственной программы не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень ее эффективности признается низким.
Приложение 5
к государственной программе
Алтайского края "Развитие мелиорации
земель Алтайского края
сельскохозяйственного назначения"
на 2014 - 2020 годы
РЕЕСТР
ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ МЕЛИОРАТИВНЫХ СИСТЕМ
ОБЩЕГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОТДЕЛЬНО
РАСПОЛОЖЕННЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ
НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, НА 2016 ГОД
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края
от 09.11.2015 № 446)
№ п/п
Наименование сельскохозяйственного товаропроизводителя, объекта
Реквизиты положительного заключения государственной экспертизы проектной документации <*>
Срок строительства <**>
Мощность объекта, га
Сметная стоимость, тыс. руб.
Общий объем инвестиций сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2016 г., тыс. руб.
Объем субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из краевого (регионального) бюджета в 2016 г., тыс. руб.
Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель в 2016 г., га
Удельные затраты на 1 га, тыс. руб.
Состав инвестиционного проекта
Применяемые инновационные технологии
Всего по мероприятию
599,5
101031,6
101031,6
10012,3
599,5
168,5
в том числе
1.
орошение, всего <***>
599,5
101031,6
101031,6
10012,3
599,5
168,5
1.1.
новое строительство, в том числе
599,5
101031,6
101031,6
10012,3
599,5
168,5
с применением широкозахватных дождевальных машин
ООО "АгроСтрой", Бурлинский район
01.03.2016
2016 г.
315,0
35000,0
35000,0
3468,5
315,0
111,1
производство кормов для животноводства на площади 315,0 га
применение широкозахватной дождевальной техники "Фрегат"
ООО "Маяк", Родинский район
06.10.2014 № 22-1-5-0148-14
2016 г.
284,5
66031,6
66031,6
6543,8
284,5
232,1
производство кормов для животноводства на площади 284,5 га
применение широкозахватной дождевальной техники "Фрегат"
--------------------------------
<*> При отсутствии документа указываются сроки его получения.
<**> Указывается год начала - год завершения строительства (реконструкции).
<***> Перечень объектов формируется по направлениям расходов.
Реестр подлежит уточнению по мере реализации государственной программы.
Приложение 6
к государственной программе
Алтайского края "Развитие мелиорации
земель Алтайского края
сельскохозяйственного назначения"
на 2014 - 2020 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
№ п/п
Наименование сельскохозяйственного товаропроизводителя
Наименование инвестиционного проекта
Сроки реализации проекта
Мощность
Единица измерения
Объем инвестиций
всего
в том числе по годам
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
1.
ООО "Западное", Ключевский район
Строительство животноводческого комплекса по производству молока и мяса с выходом на 50 тыс. голов КРС
2012 - 2016 гг.
50 тыс. голов КРС
млн руб.
12406,6
3906,0
2270,5
953,0
Приложение 7
к государственной программе
Алтайского края "Развитие мелиорации
земель Алтайского края
сельскохозяйственного назначения"
на 2014 - 2020 годы
РЕЕСТР
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ПЛАНИРУЮЩИХ
ПРОВЕДЕНИЕ АГРОЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
НА 2014 - 2016 ГОДЫ
Утратил силу. - Постановление Администрации Алтайского края от 09.11.2015 № 446.
------------------------------------------------------------------