Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.01.2014 по делу N А03-21093/2013 <В удовлетворении требования о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, выданных в связи с необоснованным отказом от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств отказано, поскольку в силу закона общество должно направить потребителю заполненный и подписанный проект договора и технические условия в течение тридцати дней с даты получения заявки, вид разрешенного использования земельного участка не снимает с общества предусмотренной законом обязанности>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 января 2014 г. по делу № А03-21093/2013

Резолютивная часть решения объявлена 14.01.2014
Полный текст решения изготовлен 16.01.2014
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи С.В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "М" (филиал "А") к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о признании решения и предписания от 31.10.2013 г. № 42-ФАС22-АМ/09-13 недействительным, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, С.В.Ф., г. Барнаул
при участии в заседании:
от заявителя - П.М.В., по доверенности от 03.07.2012 № 126н/10,
от заинтересованного лица - Ч.Д.В., по доверенности от 09.01.2013 № 11/5,
от третьего лица - Г.А.Г., по доверенности от 16.03.2011,

установил:

Открытое акционерное общество "М" (филиал "А") (далее - Общество, ОАО "М") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - Управление, УФАС по АК) о признании решения и предписания от 31.10.2013 № 42-ФАС22-АМ/09-13 недействительными.
Определением суда от 20.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена С.В.Ф., г. Барнаул.
Заявитель полагает, что С.В.Ф. правомерно было указано на необходимость обращения с заявкой для временного технологического присоединения передвижных электроустановок к садоводческому объединению - дачному некоммерческому товариществу "С" (далее - ДНТ "С"), на территории которого находится ее земельный участок. Кроме того, считает, что оспариваемыми решением и предписанием существенно нарушаются права и законные интересы ОАО "М" в сфере предпринимательской и экономической деятельности, вследствие технической невозможности их исполнения.
В отзыве на заявление заинтересованное лицо просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что позиция ОАО "М" об обязанности С.В.Ф. заключить договор на техприсоединение с организацией, не являющейся сетевой - ДНТ "С", противоречит установленному законом порядку, поскольку несетевая организация не обязана заключать договор, С.В.Ф. не обязана обращаться к несетевым организациям и урегулировать с ними отношения по техническому присоединению.
Третье лицо С.В.Ф. в отзыве на заявление требования считала необоснованными, поскольку заключение договора с ДНТ "С" на пользование объектами инфраструктуры является правом, а не обязанностью третьего лица, в то время как для заявителя, как сетевой организации, заключение соответствующего договора с лицом, обратившимся с заявкой на технологическое присоединение, является обязанностью, предусмотренной Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении, отзывах на заявление.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал, представители заинтересованного лица, третьего лица требования считали необоснованными.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
С.В.Ф. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Барнаул, п. Бельмесево, ул. Змеиногорская, 31, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.08.2012 № 22АГ296753.
19.06.2013 С.В.Ф. обратилась в ОАО "М" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств бытового потребителя, расположенных по указанному адресу, как физическое лицо, суммарной присоединенной мощностью до 15 кВт., 380В, 3 категории надежности.
Рассмотрев полученную заявку, ОАО "М" письмом (исх. № 11-03-161/5410-т от 15.07.2013) отказало в выдаче технических условий и заключении договора на технологическое присоединение к электрическим сетям последней, ссылаясь на то, что ближайшая к объекту заявителя ВЛ-10 (0,4) кВ, к которой возможно присоединение не находится на балансе сетевой организации и для технологического присоединения рекомендовало обратиться к Садоводческому объединению, в границах которого расположен спорный земельный участок.
Не согласившись с указанным решением, С.В.Ф. обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю с заявлением по вопросу законности и обоснованности действий ОАО "М", выразившихся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств бытового потребителя, расположенных по адресу: г. Барнаул, п. Бельмесево, ул. Змеиногорская, 31, к электрическим сетям сетевой организации.
Решением Управления от 31.10.2013 № 42-ФАС22-АМ/09-13 действия ОАО "М", выразившиеся в необоснованном отказе от заключения с гр. С.В.Ф. договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств бытового потребителя, расположенных по адресу: ул. Змеиногорская, 31, п. Бельмесево, г. Барнаул, к электрическим сетям сетевой организации ОАО "М" в лице филиала ОАО "М" - "А", признаны ущемляющими интересы С.В.Ф. и нарушающими пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Обществу выдано предписание от 31.10.2013 № 42-ФАС22 - АМ/09-13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий, а именно: направить гр. С.В.Ф. договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств бытового потребителя, расположенных по адресу: ул. Змеиногорская, 31, п. Бельмесево, г. Барнаул, к электрическим сетям сетевой организации ОАО "М" в лице филиала ОАО "М" - "А".
Посчитав указанные решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо установить одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта как несоответствующих части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, антимонопольному органу необходимо установить одновременно следующие обстоятельства:
наличие у субъекта доминирующего положения на товарном рынке;
наличие действий по отказу (уклонению);
доказательства того, что указанные действия экономически или технологически необоснованы, а также не предусмотрены действующими федеральными нормативными правовыми актами или судебными актами.
В соответствии с частью 5 статьи 5 названного Федерального закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом ФСТ России от 28.05.2008 № 179-э ОАО "М" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
При этом, по информации администрации Центрального района г. Барнаула (исх. № 2508-К от 29.08.2013) электрические сети ОАО "М" находятся на наименьшем расстоянии от строительной площадки жилого дома, расположенного по адресу: ул. Змеиногорская, 31, п. Бельмесево, г. Барнаул, до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (500 метров).
Для выявления в действиях хозяйствующего субъекта состава вмененного правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Федерального закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям установлены Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Настоящие Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. С физическим лицом сетевая организация обязана заключить договор на технологическое присоединение вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
На основании пункта 14 Правил № 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил; максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно пункту 10 Правил № 861 к заявке прилагаются следующие документы: план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации; однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к электрическим сетям сетевой организации, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя; перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, в случае если заявка подается в сетевую организацию представителем заявителя.
Материалами дела установлено и лицами, участвующими в деле, по существу не оспаривается, что С.В.Ф., при обращении в Общество надлежащим образом оформила заявку, приложила все необходимые документы.
Таким образом, при наличии представленных физическим лицом сведений и документов, указанных в пунктах 10 и 14 вышеуказанных Правил, Общество, как сетевая организация, обязана была направить заявителю заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки. При отсутствии в заявке необходимой информации (прямо предусмотренной п.п. 10, 14 Правил), сетевая организация вправе не направлять проект договора, однако обязана уведомить заявителя о необходимости представления недостающих сведений в течение 6 рабочих дней с момента получения заявки, что установлено абз. 4 п. 15 Правил.
Следовательно, ОАО "М" обязано было направить С.В.Ф. заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия, как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки, чего сделано не было.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ОАО "М", выразившиеся в отказе от заключения с гр. С.В.Ф. договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств бытового потребителя, расположенных по адресу: ул. Змеиногорская, 31, п. Бельмесево, г. Барнаул, к электрическим сетям сетевой организации ОАО "М" противоречат пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушают права и законные интересы С.В.Ф.
При этом, довод заявителя о том, что поскольку в свидетельстве о праве собственности С.В.Ф. в качестве вида разрешенного использования земельного участка указано "Осуществление строительства жилых домов на территории дачного некоммерческого товарищества "С", то с учетом данной записи С.В.Ф. обязана обратиться для присоединения к электрическим сетям в ДНТ "С", суд не принимает в качестве обоснованного, поскольку указание на вид разрешенного использования земельного участка не является основанием для заключения договора на техприсоединение между С.В.Ф. ДНТ "С", не снимает с Общества предусмотренной законом обязанности на заключение соответствующего договора с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании. При этом, вопрос возможности исполнения такого договора не является предметом спора по настоящему делу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности оспариваемых решения и предписания от 31.10.2013 № 42-ФАС22-АМ/09-13 Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суду не представлено доказательств несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов требованиям закона или иного нормативного акта, с учетом чего, суд отказывает заявителю в удовлетворении требования о признании их незаконными.
Расходы по госпошлине суд относит на заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.


------------------------------------------------------------------